Вселенские соборы



Вселенские соборы
- общецерковные съезды представителей высшего христианского духовенства,
собиравшиеся для обсуждения и решения важнейших вопросов вероучения,
дисциплины и прочих вопросов христианского вероучения.

Основа разделения средневековой Европы на две обособленные одна от другой половины
была положена еще в античную эпоху.
Уже с самого начала средних веков связь Запада и Востока все более и более слабела,
но Западу предстояло еще найти внешнее выражение и внутреннее обоснование своего обособленного от Востока единства.

В 800 г. франкский король Карл Великий, соединивший под своею властью почти все старые провинции Западной империи
и завоевавший Германию, возлагает на свою голову императорскую корону Рима.

С другой стороны, в духовном отношении римский епископ постепенно делается средоточием западного христианства,
стремясь в то же время освободиться от политического подчинения византийским императорам,
в каком папы прежде этого находились по отношению к теоретически признававшимся и на Западе владыкам мира:
восстановление в 800 г. западной империи и порывает окончательно политические связи папства и Византии.

Все это подготовляет и разрыв того церковного единства, выражением которого в IV-VIII веках были вселенские соборы:
спор папы Николая I и византийского патриарха Фотия, усложненный соперничеством восточного и западного духовенства в обращении славян
и спорами по поводу разных догматических и обрядовых вопросов, производит в церкви схизму:
с середины IX в. до середины XI в. обе церкви все более и более становятся во враждебные отношения,
а затем происходит окончательный разрыв.

С IX века все католические страны Запада составляют из себя особый мир, противополагающий себя и мусульманству,
с которым он соприкасался в Испании и Сицилии, и восточному, греческому христианству.
В IX веке мир этот был таким образом уже совершенно обособлен,
будучи в то же время объединен империей Карла Великого и возвысившейся властью римского папы,
и в нем ясно обнаружились те особенности, которые характеризуют его историю в следующих веках,
- особенности, явившиеся результатом взаимодействия старых, римских, и новых, германских, элементов,
наполняющей все время до Карла Великого.

С этой эпохи и начинается западноевропейское, романо-германское, католико-феодальное средневековье в собственном смысле.


325.- I · Никейский (принятие "Символа веры", арианство, определение времени празднования Пасхи.)
381.- I · Константинопольский (аполлинаризм, божественность Св. Духа, уточнение "Символа веры", осуждение ересей ариан, евномиан, савеллиан, маркеллиан).
431.- Эфесский (несторианство).
451.- Халкидонский (монофизитство).
553.- II · Константинопольский (осуждение несторианских сочинений).
680-681.- III · Константинопольский (монофелитство).
787.- II · Никейский (иконоборчество).
869-870.- IV · Константинопольский (ересь Фотия).
1123.- I · Латеранский (инвеститура).
1139.- II · Латеранский (осуждение Арнольда Брешианского).
1179.- III · Латеранский (вальденсы, катары, порядок избрания папы римского).
1215.- IV · Латеранский (вальденсы и альбигойцы, санкционирование инквизиции).
1245.- I · Лионский (отлучение Фридриха II Гогенштауфена).
1274.- II · Лионский (уния с Православной Церковью).
1311-1312.- Вьеннский (орден Тамплиеров).
1414-1418.- Констанцский (великий раскол, Я.Гус).
1431-1449.- Базельско-Флорентийский (борьба с папой Евгением IV).
1512-1517.- V · Латеранский (Церковная реформа).
1545- 1563.- Тридентский (контрреформация, составление Тридентского исповедания веры).
1869-1870.- I · Ватиканский (догмат о первородном грехе, чистилище, догмат о непогрешимости папы).