Введение: В БИБЛИИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ТЕРМИНА (ТРОИЦА).
Как бы вы упорно и внимательно не читали Библию, вам не удастся в ней обнаружить термин (Троица).
I. ЧТО ТАКОЕ ТРОИЦА ?(Теории)
1. Ложная теория №1: Лжеучение о трёх равных богах.
Люди, верящие в эту теорию, полагают, что "Троица" - это три разных бога,
которые равны между собой по мудрости, силе и могуществу.
2. Ложная теория №2: Лжеучение о трёх неравных богах.
Некоторые верят в ложную теорию о трёх неравных между собой богах.
Согласно этой теории, Отец главнее и сильнее Сына, а Сын главнее и сильнее Святого Духа.
По мнению таких людей, то, что может делать Отец, неподвластно Сыну.
Но зато Сын может делать то, что не может делать Святой Дух.
Некоторые люди пошли дальше и выдвинули теорию, согласно которой Святой Дух вообще не является Богом.
Очень часто Святой Дух ошибочно понимается и рассматривается людьми как абстрактная идея о какой-то субстанции
и или духовной силе, которой обладает Бог.
Люди, придерживающиеся этой теории, либо не знают, либо забывают о том, что Святой Дух
- это и есть Сам Господь Бог - Творец всего видимого и невидимого.
3. Ложная теория №3: Лжеучение о Троице как о триедином Боге.
На сегодняшний день эта теория, по нашему мнению, является самой распространённой и самой опасной,
ибо её исповедует и проповедует большинство христианских церквей во всём мире.
Данная доктрина (учение) о Троице впервые была сформулирована на Никейском совете в 325 г. от рождества Христова,
дополнена и окончательно утверждена Первым Константинопольским Собором в 381 году нашей эры.
Тогда и было провозглашено, что Бог существует и являет Себя в трёх равных между собой личностях
- Отец, Сын и Святой Дух.
Всё было бы хорошо, если бы эта теория не противоречила Священному Писанию.
II. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БОГ ТРИЕДИНЫМ ?
1. ЕДИНСТВО И УНИКАЛЬНОСТЬ БОГА.
Для того, чтобы правильно понять вопрос о "Троице", нам необходимо усвоить одну наиважнейшую истину,
касающуюся сущности Господа Бога, - Его единство.
Вот что Библия учит о ЕДИНСТВЕ Бога:
А. Бог един в количественном значении:
Слово Божье призывает нас поклоняться не нескольким богам, а ОДНОМУ единственному живому Богу! Б. Когда в Библии говорится, что Бог един, это означает, что Он является единой и неделимой личностью:
Бог - един и неделим. B. Когда Библия говорит, что Бог един, речь идёт не только о количественном значении, но также об уникальности Бога:
Бог уникален и не повторим, ибо на свете нет никого, подобного Ему.
Ветхий Завет о единстве Бога: (Исход. 20:2-3) "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
да не будет у тебя других богов пред лицем Моим".
(Второзаконие 6:4-6) "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем".
Новый Завет о единстве Бога: (Марка 12:28-30) "Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей:
слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый".
Всё вышесказанное свидетельствует о Боге как о единой и неделимой личности.
Заметьте: не как о нескольких личностях, а как об одной единой и неделимой личности! Держите это в уме.
2.БОГ: ТРИ ЛИЧНОСТИ ИЛИ ОДНА ?
Сегодня многие заблуждаются, утверждая, что Бог обладает тройственной природой - то есть является триединым:
что Бог существует и являет Себя в трёх равных между собой личностях - Отец, Сын и Святой Дух. Данное определение НЕ является библейским по следующим причинам:
А. Триединство противоречит Библейскому учению о единстве Бога.
Библия учит, что Бог един. (Един) - значит, обладает одной личностью, а не тремя.
Учение о трёх личностях божества подразумевает трёх богов, а не одного Бога,
ибо личность - это отдельная независимая единица сознания.
Господь Бог на протяжении всего ветхозаветного периода пытался (вдолбить) Своему народу,
что Он - един,
а сегодняшнее христианство исповедует триединого Бога. (Не мудрено, что евреи с неприязнью относятся к христианам, называя их язычниками, исповедующими многобожие).
Б.Назвать Бога триединым, значит ограничить безграничного Бога.
Тот, кто считает Бога триединым, наверное, никогда не читал Ветхого Завета или забыл о том,
что Бог на протяжении всей истории человечества проявлял Себя по-разному в многообразных формах.
Причину, по которой Господь являлся людям в различных образах и формах, объясняет сам Бог в Исходе 33:20 (... потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых).
Приведём несколько примеров того, в каких формах и образах Господь открылся человечеству:
† В Эдемском саду Бог ходил (во время прохлады дня), так что Адам мог Его видеть и общаться с Ним (Бытие 3:8); † Аврааму Бог явился в образе путника (Бытие 18); † Иакову Бог явился в образе Некто, с кем он боролся (Бытие 32:24-30); † Моисею Бог явился в образе горящего куста (Исход 3:2); † Израильскому народу Бог явился на горе Синай в облаке,
слава же Господня была (как огонь поядающий)(Исход 24:16-17); † Более того, на протяжении 40 лет Бог являлся Израильскому народу днём в столпе облачном, а ночью
- в столпе огненном (Исход 13:22, Неемия 9:19); † Господь Бог неоднократно являлся избранным в виде Ангела Господня:
Гедеону (Судей 6:11-22),
родителям Самсона (Судей 13),
пророку Илии (3 Царств 19:7, 4 Царств 1:3), † Сидраху, Мисаху и Авденаго, которых царь Навуходоносор бросил в огненную печь,
Бог явился в подобии (сына Божия)(Даниил 3:49-94).
Об этом засвидетельствовал сам царь Навуходоносор в Данииле 3:91-92
(Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим:
не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными?
Они в ответ сказали царю: истинно так, царь!
На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда;
и вид четвертого подобен сыну Божию).
О том, что Господь на протяжении Ветхозаветной истории являл Себя людям в многообразных формах,
говорится в Послании Евреям 1:1 (Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках... ).
А как насчёт новозаветного периода?
А об этом говорится во втором стихе: (Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего,
чрез Которого и веки сотворил).
Что же мы видим? Господь Бог, в Ветхом Завете многократно являвшийся людям в многообразных формах,
в последнее время - в Новом Завете - явился миру в человеческом образе - в образе Сына Божия.
Читая Новый Завет, мы узнаём, что Господь Бог явился миру не только во плоти
- как Иисус Христос (1Тимофею 3:16),
но и Духом (Святой Дух). Однако это вовсе не означает, что Господь Бог - Триедин.
Беря во внимание многоразличные формы,
в которых Господь открывался человеку на протяжении человеческого существования,
мы можем сказать, что Господь Бог многообразен. Назвать Его триединым - значит ограничить, лимитировать Бога.
В. Имена Бога свидетельствуют о том, что Он более чем триедин:
Даже сторонники теории триединого Бога не будут отрицать, что Отец, Иисус и Святой Дух
- это не единственные имена Бога.
Это лишь три имени, с которыми Господь Бог открылся миру в Новозаветный период истории.
Вот лишь некоторые из имён нашего Творца, с которыми Он открылся людям в Ветхом Завете.
И каждое из этих имён раскрывает Его сущность и характер: Элохим (Бытие 1:1), Эл Элион - Бог Всевышний (Даниил 4:31), Эл Рои - Бог Всевидящий (Псалом 10:4), Эл Шаддай - Всемогущий Бог (Бытие 17:1), Адонай - Господин, Владыка (Бытии 15:2), Яхве (Иегова) - Сущий (Исход 3:13-15), Иегова Ире - Бог усматривающий (Бытие 22:1-9), Иегова Рафа - Господь Целитель (Второзаконие 32:39), Иегова Нисси - Господь - знамя моё (Исход 17:15), Иегова Шалом - Господь - есть мир (Римлянам 15:33), Эммануил - с нами Бог (Матфея 1:23).
В Новом Завете Бог открывается нам
как Отец(Матфея 5:16; 28:19) и Авва (папа)(Марк 14:36; Галатам 4:6),
как Сын(Матфея 11:27), Сын Божий(Иоанна 9:35),
и Сын человеческий(Матфея 8:20), Мессия(Иоанна 1:41), Господь(Римлянам 14:8), Слово(Иоанна 1:1), Мудрость(1 Коринфянам 1:30), Жених(Марк 2:19), Пастырь(Иоанна 10:11), Виноградная лоза(Иоанна 15:1), Свет(Иоанна 1:9) и (Я Есмь)(Иоанна 8:12), как Помощник(Иоанна 14:16), Утешитель, Учитель, Дух Истины, Дух Христов и так далее...
Но самое главное ИМЯ, с которым Господь Бог открылся человечеству в последнее время
- Иисус, которое означает (Спаситель): Матфея 1:20-21: (Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;
родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их).
Таким образом, назвать Бога триединым - значит признать, что у Бога всего три имени...
Давайте же рассмотрим, чем "Троица" является на самом деле.
III. ЧТО ТАКОЕ ТРОИЦА ? (Итог)
Итак, при помощи Священного Писания мы выяснили, что Бог - един,
а не триедин,
и что Он проявляет Себя по-разному в зависимости от функции, которую Он выполняет в той или иной ситуации.
Слово (Троица) не встречается в Библии ни разу.
Бог Отец пришёл на землю в образе человека (Сына Божия), чтобы умереть за наши грехи на кресте.
После воскресения и вознесения на небеса, Бог Отец сошёл на землю как Святой Дух,
чтобы жить в сердцах тех, кто верой принял Иисуса Христа своим Господом и Спасителем.
Об этом же свидетельствует отрывок из 1-го Послания Тимофею 3:16 (И беспрекословно - великая благочестия тайна:
Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах,
принят верою в мире, вознесся во славе).
Однако возникает закономерный вопрос:
Если Бог не триедин, то почему в Новом Завете очень часто встречаются выражения,
несущие в себе идею тройственности?
Давайте обратимся к этим выражениям:
†Матфея 28:19: (Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа). †2 Коринфянам 13:13: (Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами). †1 Иоанна 5:7: (Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино).
Каждое из этих высказываний говорит не о триединстве Бога а о грандиозном Божиим плане спасения,
который Сам Господь Бог и осуществил, явив Себя миру как Отец, как Сын и как Святой Дух. И это не три личности в составе одного Бога,
а один Бог - то есть одна личность,
проявившая себя в трёх функциях с целью сделать наше спасение реальностью.
Эту идею можно проиллюстрировать следующими примерами:
1.Человек.
Человек одновременно может быть мужем, отцом, сыном, братом и т.д.
И все эти функции выполняет один и тот же человек в зависимости от ситуации:
Для родителей он - сын, для жены - муж, для детей - отец, для братьев и сестёр - брат.
И хотя каждая из этих функций (или ролей) уникальна и не похожа одна на другую,
мы не говорим, что этот человек (триедин) или (четырёх-един).
Мы также не считаем, что муж - это одна личность, отец - другая, брат - третья, а сын - четвёртая,
потому что в данном случае речь идёт не о нескольких личностях,
а о функциях, которые выполняет одна и та же личность.
То же самое справедливо по отношению к Богу.
2.Вода.
Как известно, вода может находиться в следующих агрегатных состояниях:
ЛЁД (твёрдое состояние), ПАР (газообразное) и ЖИДКОСТЬ.
Нельзя сказать, что лёд, пар и вода - это три разные типа воды.
Также нельзя сказать, что вода триедина, где все три части (лёд, пар и вода) составляют одну и ту же воду. Но правильным будет сказать, что лёд, пар и жидкость - это вода,
которая проявляет себя по-разному в зависимости от ситуации (температуры окружающей среды).
То же самое справедливо по отношению к Богу.
3. Слова в 1Иоанна 5.7. — отсутствуют во всех древних рукописях,
и в современном переводе Библии их нет.
Заключение:
Многие мучаются, пытаясь понять тайну Триединства Бога:
каким образом Один Бог может существовать как ТРИ личности.
Ответ прост:Бог не существует в трёх личностях.
Бог - есть Дух.
Он является одной единой и неделимой уникальной личностью,
которая проявляла и проявляет Себя во взаимоотношениях с человеком в многообразных формах
в зависимости от той или иной ситуации.
И примеров этому великое множество, как в Священном Писании, так и в нашей повседневной жизни. Бог Единый и не делимый: проявивший себя как Отец, Сын и Святой Дух.
1 Тимофею 1:17:
Царю же веков нетленному,
невидимому,
единому
премудрому Богу
честь и слава во веки веков.
Аминь.