... "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших,
дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес,
то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним." ... (1Фес.4.13,14.)
Сегодня во многих христианских конфессиях распространены молитвы за умерших.
"Св. Православная Церковь не оставляет своих умерших чад без молитвы,
в особенности в первые дни после их смерти и во дни общего поминовения усопших.
Она молится за них в третий, девятый и сороковой дни после их смерти.
В третий день по смерти усопшего Св. Церковь, воспоминая трехдневное воскресение Иисуса Христа,
молит Его воскресить умершего для блаженной будущей жизни.
В девятый день Св. Церковь молит Господа, чтобы Он сопричислил умершего к лику угодников Божиих,
разделяемых, как и ангелы, на девять чинов.
В сороковой день совершается молитва, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на небо,
вознес в небесные обители и умершего".
А какое распространение получил церковный обряд ставить свечки в храме за упокой души своих умерших родных и друзей.
Даже неверующие в Бога люди следуют этим обрядам.
Практика молитвы за умерших, которая получила широкое распространение в Восточной церкви в первые четыре века,
оказала большое воздействие на это богословское положение и является отличным примером того, как литургия влияет на богословие.
В чем смысл молитвы за мертвых,
если эти молитвы не могут изменить состояние, в котором они находились?
Этот народный обряд /обычай воспоминания родных и близких, и должен остаться НАРОДНЫМ ОБЫЧАЕМ, так как обряды в Церкви нарушают основную доктрину, что:
"... А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. (Гал. 3 : 11)
Аналогичные взгляды можно найти у Августина, который учил о необходимости очищения от грехов в нынешней жизни,
прежде чем войти в радость следующей.
1. У обряда молитвы за мёртвых, отсутствуют какие-либо Библейские основания. 2. Этот обряд противоречит доктрине об оправдании одной верой, которая гласит, что человек может "оправдаться перед Богом" верой,
а это создает такие отношения, которые делают молитвы за мёртвых (отпевания) излишним.
Однако, практика молитвы за умерших
продолжают находить признание в римском католицизме и православии.
Погребальные песни и похоронные обряды имели в основном языческое происхождение,
поэтому в Израиле они подверглись значительным изменениям.
Прикосновение к могиле делало человека нечистым на семь дней (Чис.19.16.),
поэтому, чтобы случайно не наступить на нее или не коснуться надгробного камня, было принято белить могилу известью. в Мф.23.27; и в Лк.11.44; Иисус сравнивает с такими могилами внутренне нечистых книжников.
Заклинание мертвых над могилой или внутри гробницы (Ис.29.4; 65.4.), было строго запрещено (Втор.18.11.).
Согласно Мф.23.29., само почитание могил означает отпадение от истинной веры.
Бог намеренно оставил могилу Моисея неизвестной.
Иисус тоже хочет, чтобы Его Церковь больше внимания уделяла живым людям,
служению во славу Царства Божьего и воскресению из мертвых.
Молитвы за мёртвых (отпевания) — не имеют обоснования Словом Божьим (Библией),
и поэтому они — БЕСПОЛЕЗНЫ !!!
Этот обряд относиться к народным обычаям,
и никак не может повлиять на состояние умершего.
Молитвы за умерших (отпевания),
вера в то, что молитвы живых к Богу облегчают страдания душ усопших — БЕСПОЛЕЗНЫ !(Еккл.9.5; Пс.113.25; 6.6; 145.3,4; Ин.11.11-14; Иез.14.20; Пс.48.8,9.)
... "человекам положено однажды умереть, а потом суд", ... (Евр.9.27.)
... "и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть,
так что хотящие перейти отсюда к вам не могут,
также и оттуда к нам не переходят". ... (Лк.16.26.)
Эту притчу Иисус рассказал, чтобы показать,
как это явствует из всего контекста главы,
что после смерти человека его участь изменена быть уже не может.
Подобно тому, как археологи находят сокровища под грудами вековых наслоений,
так и жизнь извлекает на свет давно забытые истины.
Заново был открыт Великий Евангельский принцип — оправдание верою,
равно как и понимание примиряющей жертвы Иисуса Христа,
принесенной раз и навсегда,
и признание полноты и достаточности
Его посреднического, священнического служения.
Был положен конец многим небиблейским учениям и обрядам, таким, как:
... "Я, Иоанн, видел и слышал сие.
Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие,
чтобы поклониться [ему];
но он сказал мне: смотри, не делай сего; ...
Богу поклонись." ... (Откр.22.8,9.)
В то время как Евангелие было потеряно из виду,
формы религии все умножались.
Людей учили не только поклоняться святым как посредникам,
но и путем своих собственных дел стремиться к заглаживанию грехов.
Изнурительные и долгие паломничества,
наказания, налагаемые на кающегося грешника,
поклонение мощам, воздвижение церквей, часовен, алтарей,
большие пожертвования для церкви,
— все это и еще многое другое требовалось от людей,
чтобы смягчить гнев Божий и снискать Его расположение,
как будто Бог подобен людям, гневающимся из-за пустяков,
и Его можно задобрить дарами и наказаниями,
налагаемыми на кающихся грешников!
Европу, наводнили кусочками "истинного" креста Господня,
костями патриархов, зубами библейских персонажей и другими "реликвиями".
Развивалось поклонение мощам, имевшее давние корни.
Введя реликвии, как священные предметы воспоминания,
христианство постепенно стало превращаться из чистого духовного богослужения,
в служение по языческому образцу,
не имевшее ничего общего с Истинной верой в Бога,
что в последующие столетия прогрессировало с чрезвычайной быстротой.
Поклонение всевозможным изображениям святых
- опасное заблуждение,
которое называется спиритизм (обращение к мёртвым, поклонение им),
а для религиозной системы, (не Церкви),
это просто бизнес.
Нам говорят, что это просто дань уважения к святым,
которые сейчас с Богом.
1. Зачем тогда перед ними "бьют" поклоны и обращаются со всевозможными просьбами ? 2. И зачем вообще кланяются перед изображением этого святого,
если по их же утверждению он сейчас с Богом ?
3. Почему надо ехать за "три девять земель" поклоняться мёртвым ?
... где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. ... (Мф.18.20.)
- говорит Иисус Христос.
Храм Бога - это НЕ здание с золотыми куполами,
хотя если там есть хоть один истинно верующий человек,
то там есть Бог.
Храм Бога - это невидимое, сверхъестественное, духовное
собрание всех истинно верующих людей на земле, где бы они не находились,
именуемое в Библии - Телом Христовым.
Поклонение святым как посредникам,
поклонение "святым мощам" - всё это опасные заблуждения,
которые отвращают человека от Истинного поклонения Богу,
и заставляют его поклоняться бесам, вместо Творца. (Откр.22.8.9; 1-Тим.2.5; 1-Ин.2.1.)
... Он сказал: берегитесь,
чтобы вас не ввели в заблуждение,
ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я;
и это время близко: не ходите вслед их. (Лк.21.8.)
... "Тогда Иисус говорит ему:
отойди от Меня, сатана, ибо написано:
Господу Богу твоему поклоняйся и ЕМУ ОДНОМУ служи." ... (Мф.4.10.)
Во-первых, поклонение Марии является нарушением первой заповеди:
"Я Господь, Бог твой ... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исход 20.2-3.). Нельзя поклоняться и молиться людям (Откр.22.8,9.)
Во-вторых, Мария в небиблейском христианстве является посредником между Христом и людьми, но Библия говорит: ... "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" ... (1Посл. к Тимофею 2.5.);
... "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам,
которым надлежало бы нам спастись" ... (Деяния Апостолов 4.12.).
Поклонение Марии и святым
- это интегрированное в небиблейское христианство
поклонение той же "царице небесной" Астарте (Ашере, Диане и т.д.) и многочисленным богам-заступникам.
"Преклонение перед чистой Девой Марией свое происхождение,
собственно говоря, черпает из духа аскетизма,
который в четвертом столетии весьма усилился.
В конце четвертого столетия открыли,
что во времена до Рождества Христова в иерусалимском храме находились чистые девы,
которые посвятили себя служению Богу.
Среди них должна была находиться Мария,
с раннего возраста давши обет вечной девственности.
Это новое измышление привело к преклонению перед Марией,
как истинным идеалом безбрачия.
Вскоре после этого вошло в обычай Чистой Деве прилагать Имя "Матерь Божья",
что, давайте вспомним, вызвало несторианскую распрю.
Служение Марии вначале встречало много противоречий,
но мало-помалу становилось всеобщим.
Уже с пятого столетия можно найти множество изображений и статуй Чистой Девы,
держащей на руках Младенца Иисуса, во многих церквях.
Все более и более она превращалась в предмет непосредственного поклонения,
и богослужение Марии приобрело господствующий характер в римской церкви.
Ежедневное служение в честь Марии, дни и праздники,
которые были посвящены непосредственно ей,
были утверждены папой Урбаном Вторым на соборе в Клермоне в 1095 году.
Этим поклонение Марии превратилось в определенное учение
и твердый узаконенный обычай в римской церкви,
что осталось непоколебимым до наших дней.
"Римски" настроенные могут оправдывать себя,
говоря, что богослужение Марии прославляет Одного Бога,
но книги молитв и песен говорят об обратном.
Они состоят в основном из непосредственных молитв к Деве Марии.
Едва ли какие из этих молитв в большем употреблении,
как так называемые "Аве Мария",
"Радуйся, благодатная",
в которой после изложения отрывка приветствия Гавриила приложены слова:
"Святая Мария, Матерь Божья,
молись за нас грешных и ныне и в час нашей смерти. Аминь".
В другой молитве заложено обращение в таком виде:
"Под твоим заступничеством и защитой вопием мы к тебе, о, святая Богородица,
не отвергни нашу молитву в нашей нужде,
но избавляй нас во всякое время от всяких напастей.
О, прославленная, превознесенная, благодатная чистая Дева!
Наша Госпожа, наша Посредница, наша Заступница ..."
В другой молитве также говорится:
"Будь благословенна ты, царица,
матерь милосердия, благополучия нашей жизни и упования.
К тебе взываем мы, грешные дети Евы, к тебе воздыхаем мы в слезах,
в плаче и стенании в этой долине скорби.
Да будут твои очи благосклонно направлены на нас, наша заступница ..." и т. д.
Неоднократно она названа так:
"Врата небесные", "Яркая утренняя звезда", "Убежище для грешников".
Эти и многие подобные выражения ясно доказывают нам,
какое идолопоклонство творится в церкви с именем Марии,
и какое место занимает она в помыслах ее почитателей.
Служение Марии мало-помалу заняло все богослужение христианства,
так что кафедральный собор, да и каждая мало-мальски большая церковь
имела свою отдельную капеллу в честь Марии.
Из этих небольших ссылок и цитат ясно видно,
что Мария рассматривается не только как заступница при ее Сыне,
но как самый главный и высший предмет поклонения.
И все же это лишь спокойные будничные пробы
по сравнению с бурными рыцарскими преклонениями,
которые можно встретить в некоторых песенниках и псалтырях в ее честь.
Ей приписывались свойства божества, она представляется, как царица небесная,
сидящая между херувимом и серафимом.
Миллер А. История христианской церкви.
В 2т. ФРГ, Biefild. GBV, 1994. Т.1. С.571 — 574.
Первого ноября 1950 года был принят догмат,
о телесном вознесении Девы Марии на небо.
В 1964 году папа Павел Шестой объявляет Марию "Матерью церкви".
С 1993 года ведется сбор подписей среди верующих к папе,
с просьбой объявить деву Марию соискупительницей (!!!),
т. е. фактически Богом.
... " Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего"? ... (Мф.15.3.)
Слово Божие должно интерпретироваться в рамках церковной традиции.
Соборный опыт Церкви должен быть защитой от произвольных и ошибочных толкований.
Мне хотелось бы отметить в связи с этим два важных момента.
Первое:
В рамках церковной традиции признанные святые отцы и учители Церкви,
придерживались различных мнений по некоторым вопросам.
Например, между тем же св. Кириллом Иерусалимским и блаженным Августином,
можно обнаружить очень серьезные расхождения
по вопросу о соотношении свободы и благодати.
У Антония Великого есть утверждения,
которые Отцами II Аравсийского собора
рассматривались как ошибочные.
Иногда, это особенно видно на примере бл.Августина,
который сам об этом говорит, взгляды того или иного учителя Церкви менялись со временем.
Существуют вопросы (например, об иконопочитании и о Троице),
которые определены и соборными постановлениями,
и общим согласием святых отцов,
но имеют разные мнения теологов всего мира.
Существуют так же вопросы,
по которым церковная традиция допускает серьезные разномыслия,
не объявляя ни то, ни другое мнение еретическим.
Как можно руководствоваться преданиям,
соборными постановлениями, мнениями св. отцов,
которые изменчивы ?
Рамки церковной традиции - четкие, но более широкие, чем людям иногда кажется,
предание Церкви - это скорее, живое, многоветвистое дерево (Мф.13.32.), чем бетонная свая.
Есть вопросы, в которых совесть отдельного христианина не связана ни соборными постановлениями
- потому, что по этим вопросам их нет,
ни общим мнением Отцов
- потому, что они по этим вопросам придерживались разных мнений.
Второе:
Господь говорит,
что ссылки на Предание ни в коем случае не должны использоваться для того,
чтобы отвергать или игнорировать слово Божие (Мф.15.1-9.).
Есть явное противоречие между тем, что говорит Писание,
и тем, что утверждается от имени Предания,
и мы должны сначала постараться выяснить,
допускает ли Писание такое истолкование,
при котором это противоречие было бы устранено.
Если же преодолеть такое противоречие не удается,
остается только предпочесть слово Божие любым другим словам.
Библия проводит четкую грань
между Преданием Апостольским, в отношении которого нам велено "стоять и держать" (2 Фес.2.15.),
и "преданиями человеческими" или даже "негодными и бабьими баснями",
которых нам те же Апостолы повелевают остерегаться (Кол.2.8.) и отвращаться (1 Тим.4:7).
... "Ты же, когда молишься,
войди в комнату твою и, затворив дверь твою,
помолись Отцу твоему, Который втайне;
и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. " ... (Мф.6.6.)
Слово ("покайтесь") не может быть понято как относящееся к таинству покаяния, (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника)
... " дары и жертвы,
не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами,
[относящимися] до плоти,
установлены были только до времени исправления". ... (Евр.9.9,10.)
Искренняя исповедь должна относиться не только к внутреннему покаянию;
напротив, внутреннее покаяние — ничто,
если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти.
Каяться, исповедовать свои грехи нужно пред Богом, а не перед священником.
Истинное покаяние всегда имеет тот отличительный характер,
что человек сознает все свои грехи, каждый в отдельности.
Может быть, они такого свойства, что мы должны исповедать их лишь Богу,
или такого, что мы чрез них причинили вред нашим ближним
и должны поэтому прежде просить прощения у этих последних.
Может быть, они были совершены открыто и поэтому должны быть исповеданы открыто.
Будь эта исповедь публичной или тайной, она всегда должна иметь ту особенность,
чтобы мы откровенно и без ложного стыда признались во всех грехах,
в которых мы сознаем себя виновными.
Много раз я слышал от знакомых, такую фразу: " нужно сходить в церковь исповедаться".
Как будто это магический ритуал,
и исповедовавшись перед священником вы обретёте прощение и покой.
Исповедовать свои грехи нужно только через Иисуса Христа,
потому-что у нас Один Ходатай перед Богом — Иисус Христос(1-Ин.2.1.)
Глубокое и истинное покаяние редко встречается.
Оно, конечно же, возможно в свете жертвы Христа.
Здесь это слово не означает первоначальное покаянное обращение,
которое неизменно сопутствует истинной, спасающей вере (Мк.1.15; Деян.3.19; 17.30; 26.20),
а обращение от греха к жизни, достойной христианина.
Но часто оно поверхностно, как в случае Исава и царя Саула.
Оба признались, что совершили зло, и оба проливали слезы,
но ни один из них не обрел покаяние, которое возвращает утерянное.
Произошедшее с евреями в Кадеш-Варни является иллюстрацией.
Израиль согрешил и затем "раскаялся", но то поколение не смогло вернуть утерянное.
Такое покаяние и такая исповедь имеют одну отличительную черту,
они не включают в себя осознание тяжести совершенного греха.
Спасающее - покаяние происходит один раз в жизни (Евр.6.4-6.), пред Богом, (это не может быть постоянным походам к "батюшке за исповедью") и производит сверхъестественный акт "рождение свыше" ( Деян.2.38.),
а дальнейшие признания друг перед другом в проступках,
и раскаяния пред Богом в грехах (Иак.5.16; 1-Ин.2.1.),
не определяют на это право только священникам,
и не должны носить ритуальный характер.
Человек должен покаяться в совершенных им грехах пред человеком, которому он причинил зло,
а также пред Богом, чтобы его покаяние возымело желаемое действие.
И действительно, проще покаяться в своих грехах Богу, чем людям,
но ведь согрешая, человек воздвигает преграды между собой и Богом,
между собой и своими собратьями,
и чтобы устранить ту и другую, нужно исповедаться и Богу и людям.
... "Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее,
чем лучшего Он ходатай завета,
который утвержден на лучших обетованиях. ". ... (1-Ин.1.9.)