Обширное движение в западном христианстве, начатое в XVI в.,
распространившееся по всему миру и продолжающееся до сих пор.
Выступив против авторитаризма и традиционализма Римско-Католической Церкви во Имя евангельской правды,
оно поставило вопрос, что считать истинным христианством и как вновь создать в условиях современного мира
подлинную святую Церковь, имея образцы первоапостольских общин в Священном Писании.
†
Лютеранство и кальвинизм в континентальной Европе и англиканство в Британии,
стали первыми достижениями протестантства,
но общая неудовлетворенность его результатами постоянно приводила к появлению новых реформационных движений
- пуританства, пресвитерианства, методистов, баптистов, пятидесятников и др.
Основные принципы:
1) поклонение единому трансцендентному Богу осуществляется в духе полного доверия к Нему и самоотдачи в вере,
и не должно затемняться почитанием Папы и традиционными формами благочестия,
созданными людьми и питающими их горделивое чувство самоутверждения;
2) протестант не пытается сам себя сделать христианином,
и не вверяет дело своего спасения авторитетам или традициям;
он все силы отдает на обретение твердой уверенности в спасении,
обретение лично как дар Божий по Его избранию и благодаря крестной жертве Христа,
а не по своим достоинствам или заслугам святых, не в силу принадлежности к традиции;
3) Слово Божие, данное в Библии, а не магистерий и не учительное слово иерархии,
принимается протестантом с полным доверием, он должен понимать подлинный смысл Слова и осуществлять в жизни;
4) соединять духовный опыт веры со всеми средствами свободного исследования Писания,
чтобы понять его истинный смысл;
5) Церковь - народ Божий, созванный словом Евангелия из числа избранных свыше,
в ней совершаются основные таинства - крещение и трапеза Господня;
6) существует священство всех верующих, всех принявших крещение;
пасторы и проповедники не имеют особого духовного статуса в народе Божием,
не являются посредниками между Богом и другими членами общины, а наделены лишь особыми функциями;
7) все призвания - одинаково священны, нет различия между мирянином, монахом и пастором,
нет "христианства по профессии", нет нужды в особых монашеских орденах, в послушании иерархии и пр.;
8) в этике - строгая нравственность в личной, семейной и общественной жизни,
деловая ответственность, независимость и предприимчивость в труде во славу Божию и во исполнение Его планов;
9) сохранение открытости к дальнейшим реформам провозглашается как принцип,
жизнеспособности самого протестантства и условие успешности его миссии в мире,
поскольку ни одна из христианских традиций, в том числе и созданные реформационными движениями,
не может быть признана как осуществившая евангельский идеал.
Оппоненты протестантства настаивают, что оно недопустимо пренебрежительно отнеслось к Св. Преданию,
апостольскому преемству, значению Церкви в личном спасении, иерархическому началу в Церкви и тому,
что Св. Писание - книга в руках Церкви,
поэтому для понимания его смысла недостаточно одного только
индивидуального духовного опыта.
Л.И.Василенко.