Поиск по странице


Введите слово или фразу для поиска.

Православие



Несколько слов о том, как была крещена Русь.
Это событие произошло, как мы знаем, при князе Владимире, язычнике до мозга костей,
который принял христианство из политических соображений, ибо его брак с византийской принцессой Анной без этого условия не мог состояться.

По поручению Владимира его послы должны были представить все "плюсы и минусы" различных религий,
чтобы решить, какую же предпочтительнее принять на Руси.
Язычнику Владимиру "не подошел" иудаизм, ибо от излюбленной на Руси свинины пришлось бы отказаться,
не "подошло" и магометанство (ислам), так как при огромном "плюсе" - многоженстве был и огромный "минус" - необходимость отказа от вина, а как известно, по мнению Владимира, "веселие на Руси есть пити", не "подошло" католичество своей мрачностью, и очень понравилось православие своей пышностью и красотой внешней формы - обрядами.

Суть христианства не очень интересовала языческого князя, как и то, что православие пришло на Русь из Византии в сильно искаженной форме, с большими отступлениями от Библии и от живого учения Иисуса Христа.
Киевлян согнали на берег Днепра, и под страхом смертной казни по общей команде люди вошли в воду.
Так над ними был совершен абсолютно не понятный обряд, после которого им объявили, что отныне они - православные христиане.

Главное условие Христа - "Научите!" - выполнено не было.
Люди остались теми же язычниками, как и были, и суеверия, наряду с языческими представлениями, постепенно вошли в "русское" христианство и прочно в нем закрепились на века.
Подобным образом были крещены Польша.

Исходя из вышесказанного, нам необходимо иметь ясные представления об основных вероучениях окружающих нас людей.
По нашему убеждению, нам необходимо прежде всего разбираться в православном вероучении.

Православие является господствующей конфессией на территории России, и большинство людей исповедуют его как свою веру. По крайней мере, мировоззрение многих россиян сформировано в связи с православной верой.
Для того чтобы начать изучение православного учения и истории, необходимо сначала определить, что же такое православие и что сегодня подразумевается под этим словом.

Существует несколько точек зрения на время происхождения термина "православие"(греч. - ортодоксия).
Одни считают, что данный термин впервые встречается у христианских писателей IV века, другие же предполагают, что это слово появилось еще раньше - во II веке, и в первый раз его употребил Климент Александрийский .
В любом случае его появление связано со временем, когда составлялись первые формулы учения молодой христианской Церкви - символы веры.

Во время своего появления этот термин означал веру всей Церкви в определенный Символ Веры в противоположность разномыслию еретиков - гетеродоксии.
Позднее, когда символы веры уступили место более подробным изложениям вероучения Церкви, то и значение термина "православие" так же значительно расширилось.
Он стал означать "совокупность догматов и установлений церкви... как она выражена в Священном Писании,
Святом Предании и в древних символах вселенский церкви".

Название "православная" после раскола(1054 г.), осталось за восточной Церковью,
тогда как западная усвоила себе название "католическая".
В наши дни, как и в древности, центром восточного христианства является Константинополь(сегодня Стамбул),
в котором находится глава всего православия - Константинопольский Вселенский Патриарх.
Но его пост является формальным, ибо он лишь номинальный глава Церкви.
Весь православный мир сегодня поделен между автокефальными православными церквами, которыми руководят свои собственные патриархи.

Этих церквей несколько - русская, греческая, сербская, румынская, сирийская и т.д.
Все они объединены общим учением и таинствами, но имеют самостоятельную политику и свое независимое управление.

Владимир вернулся в Киев с новой женой и принялся за крещение Руси.
Он привел с собою попов из Византии, принес церковные сосуды, кресты, иконы и всякую церковную утварь.
Он начал истреблять идолов по всей Руси, крестя народ.

Но многие не желали принимать новую веру, и тогда князь издал указ, чтобы на следующий день все некрещеные явились к Днепру, а кто не явится, тот будет врагом князю.
В назначенный день народ загнали в реку и крестили, всех же, кто не хотел, крестили силой, а сопротивлявшихся даже убивали. Владимир сделал христианство государственной религией на Руси, и все другие верования искоренялись.

Некоторые города приходилось обращать силой оружия.
Например, в Новгороде язычество было достаточно сильным, так что не обошлось без военного вмешательства.
В 992 году в Новгород явился "первый новгородский епископ Иоаким, встреченный очень опасным сопротивлением язычествующих... Тысяцкий князя Путята вместе с Добрыней усмирили город после злой сечи и пожара, вследствие чего составилась пословица: "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем".

Таким образом, подавляя с помощью государственной власти и военной силы всякое сопротивление народной языческой веры, византийское православие распространялось по всей Руси.
Русский народ не мог, подобно князьям, из-за политических взглядов расстаться с верою своих отцов.
Ему была дорога своя языческая религия, которая связывала его с родными лесами, реками и пронизывала всю его жизнь.
Поэтому вначале христианство не воспринималось как народная вера, а в лучшем случае как княжеская.

Более того, к нему чаще относились как к чужой, иностранной вере.
Это можно сравнить с сегодняшним отношением в России к католицизму и протестантизму.
Большие трудности возникали у православия при попытках укорениться на Руси.
И это объяснимо.
Когда человек принимает веру через сознательный выбор,
тогда он заново, согласно принятой вере, переосмысливает всю свою жизнь.

Если же религия принимается под давлением, то людей можно заставить соблюдать что-либо,
но изменить их мировоззрение и убеждения насильно невозможно.
И поэтому человек, обращенный насильно, внутренне всегда будет оставаться верным старой вере.

Так и произошло на Руси.
Народ остался язычником и, несмотря на совершенное крещение, он продолжал верить и жить, как ему говорила вера его отцов.
Это осознавали князья и священники и пытались каким-либо образом сблизить язычество и христианство,
чтобы облегчить народу усвоить последнее.

Вследствие этого православие на Руси и по форме, и по содержанию утверждало себя на основе национальной культуры.
На протяжении всей истории христианства на Руси язычество православного народа описывалось в первую очередь ревнителями самого православия.
Вот, например: "Вера в волхвов и ведьм была господствующей везде...
Во всех классах народа распространена была вера во множество примет.
Продолжали приносить жертвы разным домовым, лешим, водяным и другим божествам старины.
Народное веселье сопровождалось языческими обрядами даже при праздновании церковных праздников".

До сего дня повсеместно распространены обычаи чисто языческого происхождения:
вера в приметы, святочные гадания, масленица, суеверия и т.д.
Тысячелетнее политическое господство православия на Руси не смогло победить народное язычество,
которое и по сей день живо в человеческих сердцах.
А некоторые уже уверены, что это и есть неотъемлемая часть православия.

Русское православие восприняло из Византии не только веру, но и схему церковно-государственных отношений.
На Руси церковь стала институтом государственной власти и была выразителем государственных интересов.
Часто великие князья и цари по своему усмотрению ставили и снимали архиереев церкви.
Только в годы патриаршества церковь обладала относительной независимостью,
ибо личность патриарха была сопоставима с личностью царя.

До патриаршества духовенство было целиком зависимо от князя или царя.
Те немногочисленные архиереи, кто проявлял независимость или принципиальность в вопросах веры,
обличая правителей за беззакония, были притесняемы или уничтожаемы власть имущими.
Петр Великий отменил патриаршество и учредил вместо него Синод.
Как бы ни был силен Синод, единоличная власть на Руси всегда была могущественней, чем коллективная.

Более того, Синодом фактически руководил обер-прокурор, который являлся по инструкции 1722 года
"оком государя и стряпчим по делам государственным".
Без него невозможно было принять какое-либо значимое решение,
благодаря чему царь получил реальную власть над Церковью и сохранял ее в своих руках вплоть до революции 1917 года.

При таком положении вещей Церковь была практически вынуждена во всем защищать государство и оправдывать его действия. Ибо если бы она при каких-либо обстоятельствах не стала бы этого делать, то вскоре могла подвергнуться серьезному давлению со стороны мирской власти, лишиться льгот и государственной поддержки.

Слившись с государством Церковь в решении своих проблем пользовалась методами светской власти.
В этом Россия не имела коренных отличий от Западной Европы, где свирепствовала инквизиция.
Обвиненные в ереси или в другом каком грехе против веры или церкви подвергались пыткам и истязаниям.
После подобных экзекуций многие "каялись",
в случае же нераскаяния или особой тяжести совершенного греха виновных казнили.

Эта практика была распространена повсеместно.
В конце XV века состоялось сожжение активистов так называемой ереси жидовствующих,
в XVII веке пытали, рубили языки и сжигали на кострах старообрядцев.
Даже "просвещенный" XVIII век не стал исключением.

В Москве появилось иконоборческое движение, которое вдохновил некто Тверитин.
Его последователь, Фома Иванов, во время богослужения вознамерился изрубить икону святого Алексея.

Его схватили, осудили, и он был "сожжен в срубе на Красной площади".
Это был 1714 год.
Чуть позднее, в 1722 году Григорий Талицкий стал сеять смуту, проповедуя, что скоро конец света, а Москва - это Вавилон.

Вместе с некоторыми последователями его схватили и пытались переубедить на суде.
Когда же убеждение не подействовало, "Талицкого вместе с его верным сподвижником иконником Савиным приговорили к пытке, "копчением творимой"... Талицкий покаялся и был снят с огня, а "недожаренный" вслед за ним Савин,
будучи допущен к учителю своему и услышав, что все то ложь, что он проповедовал,
со слезами пенял предателю: для чего он привел его в такую беду".

Благодаря наследию византийских методов сотрудничества Церкви и государства, православие в России осознавало себя неотъемлемой частью государственной системы и не считало зазорным пользоваться в своей практике всем набором репрессивных средств, состоящих на службе у государства.

Русское православие сегодня представляет собой греческое православие первых десяти веков,
преломленное через призму традиционной языческой культуры древних славян.
И к этому еще следует прибавить особенности исторического развития уже крещеной Руси.
Поэтому необходимо иметь хотя бы общее представление об истории православия.
Это открывает возможности для его понимания и грамотной дискуссии.

1.Влияние на православие национального язычества.
Христианство пришло на Русь политическим путем как религиозная реформа, проведенная Владимиром.
В силу этих особенностей языческое сознание народа осталось прежним,
обо нельзя изменить образ мысли политическими указами.

Впоследствии христианство укоренилось, но только как форма и обряд, которые наполнялись привычным языческим смыслом.
Этот синтез национального язычества с греческим православием распространен ныне повсеместно и воспринимается многими верующими как неотъемлемая часть православия.

2.Неотделимость православия от светской власти.
Русское православие унаследовало у византийского практику слияния Церкви и государства,
а зачастую даже подчиненность Церкви мирской власти.
Подобное положение Церкви привело к тому,
что она практически утратила способность на независимую от светской власти жизнь.

Это хорошо видно сегодня, когда Церковь получила свободу впервые за всю свою тысячелетнюю историю, и вместо того, чтобы воспользоваться этим уникальным моментом, Церковь, напротив, начинает сама искать поддержки у государства.
В лице своих архиереевона просит себе льгот, дотаций и стремится законодательным путем создать благоприятную среду для своей деятельности, при этом ущемляя права и свободы на деятельность иных вероисповеданий.

3. Недостаточность просвещения в народе.
С самого начала православие на Руси не стремилось научить народ самостоятельно изучать вероучение,
а больше преподавало ему обряд.
Поэтому верующие привыкали совершать обряды и выстаивать службы, но не видели необходимости для обучения.
Эта непросвещенность до сих пор свойственна большинству верующих, и она существенно затрудняет несение православному народу Слова Божьего, ибо он настроен более на слушание священника и исполнение обряда,
чем на понимание того, что он делает, и изучение того, что говорит Бог.

Можно сказать, что учение о Церкви - это центральное учение православия.
Оно коренным образом влияет на основные догматы Церкви и ее практику.
Если для Аппостола Павла принципом, определяющим учение и жизнь Церкви, является Слово Божье, то для православия главенствующее положение принадлежит Церкви.

"Православие означает в сущности не что иное, как послушание или повиновение Церкви, в которой имеется все учение, потребное для христианина как сына Церкви, так что в безусловном доверии Церкви православный христианин находит окончательное успокоение духа в твердой вере в безусловную истинность того, что нельзя уже ему не признавать как истины, о чем более нет надобности рассуждать и нет возможности сомневаться".

Доктрина о Церкви выражена прежде всего в доктрине о предании,
которую мы сейчас постараемся рассмотреть и проанализировать.

Если вы войдете в православный храм, то, наверное, первое, что вы увидите, это иконы.
В каждом храме иконы занимают особое положение.
Существует множество икон Спасителя, Богоматери и святых угодников.
Перед иконами молятся, воскуряют им фимиам, их лобызают и совершают им молебны.

В православии существуют молебны не просто Богоматери или какому-нибудь святому,
а молебны их иконам: молебен Владимирской Богоматери, молебен Казанской Богоматери и т.д.
Без икон невозможно представить себе православие.
Даже в домах каждый благочестивый православный верующий должен иметь "красный" угол,
в котором помещаются иконы для ежедневной молитвы.

Если вы выйдете на улицу и загляните в любой автомобиль, припаркованный у подъезда,
то, вероятнее всего, в нем вы увидите иконку Богоматери или Николая угодника.
Иконы занимают важнейшее положение в православном богослужении и личном благочестии.

4. Агрессивные верующие.
Этих людей не много в церкви, но они очень активны.
Они считают православие обязательным для всех русских.
Всех представителей иных вероисповеданий, особенно христианских, они считают врагами.
Эта группа склонна к антисемитизму и агрессивным действиям.

Ее представители обладают сектантской замкнутостью, одержимы ксенофобией,
и для них самое главное слово не "христианин", а "православный".
Они в то же время смутно представляют себе основы православной веры, и их энергия направлена не на верность православию в своей жизни, а на ненависть ко всем неправославным.
Мы живем в стране, где православие является господствующей конфессией.

Многие люди в православии не знают подробно учения своей Церкви, они ориентируются на внешние атрибуты служения: иконы, храмы, праздники, богослужения.
По этой причине они смотрят на другие вероучения как на абсолютно чуждую для них Церковь, ибо не видят внешних сходств.

Всмотритесь в православие,
и вы увидите Бога, к которому имеют "право подойти" лишь дева Мария,
святые угодники и священники.
И чтобы что-то попросить у Господа, следует обратиться к святым,
которые смогут расположить Его к нашим нуждам, и походатайствовать за нас перед Богом.
Предварительно святых необходимо как-то задобрить даром или подношением.

Нельзя просить умерших людей об ходатайстве за нас - Это грех пред Богом !
... "иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов". (Мф.8.22., Лк.9.60.)



Спиритизм в традиционных христианских церквях.
Несмотря на то, что спиритизм всячески осуждается официальными христианскими церквями (католичество, православие), в идеологии самих этих церквей явление спиритизма присутствует, и весьма широко, потому-что обращение к умершему человеку, пусть даже при жизни он был святым, есть ни что иное, как "Спиритизм".

Иисус Христос говорит: ... Я есмь путь и истина и жизнь;
никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин.14.6.)


Однако, во многих учениях государственных церквей присутствует спиритизм.
По этому вопросу крупнейший этнограф XIX века Эдуард Тайлор замечает:
"Хотя культ предков отсутствует в современном христианстве, тем не менее следы его сохранились совершенно отчетливо,
хотя бы в виде "сонма" святых, которые были когда-то людьми, а теперь образуют класс низших божеств,
принимающих деятельное участие в делах людей, которые обращаются к ним с молитвами и благодарностями...".

При помощи специальных молитв верующие обращаются к святым, и те часто отвечают, являются им.
Так, "интересно отметить пережитки, связанные с почитанием мертвых, в современной Европе.
Широко распространен взгляд, что ведовство выродилось в образованных классах.

Но можно привести примеры, показывающие распространение и поныне идей, подобных тем,
которые господствовали тысячу лет назад.
В церкви иезуитской коллегии в Риме погребено тело святого Алозия Гонзага,
в день памяти которого существует обычай - в особенности между учениками этого заведения
- писать ему письма, которые кладутся на его разукрашенный алтарь и потом сжигаются нераспечатанными.

Чудесные ответы на эти письма описаны в книге: Beste. "Powadays at home and abroad", вышедшей в Лондоне в 1870 г.

В заключение отметим,
что и в наше время умершие,
пользуются поклонением большей половины человеческого рода.
Описаны десятки чудес явления девы Марии, святого Петра,
плачущих икон, говорящих статуй.

Мы не хотим обидеть чувств ни кого из верующих,
но в контексте Библии и учения Христа мы должны отметить,
что за многими из них, помимо махинаций священнослужителей, стоят и темные силы.


Я уверен что настанет время когда на смену формальному,
погрязшему в ритуалах и собственной самоправедности "православию" (Фил.3.9.),
придет Истинное православие, без икон,
без спиритических сеансов обращения к мёртвым как посредникам (1-Тим.2.5.)
(даже если при жизни они считались святыми),
и без всего того, что не соответствует Библии.



Исследования Библии.