Поиск по странице


Введите слово или фразу для поиска.

Открытия



Краткие археологические открытия подтверждающие достоверность Библии.
Данные здесь расположены не по темам, а по порядку библейских событий, которые связаны с археологией.

Письменность:
Современные критики развили теорию, что письменность не была известна во время Моисея,
и поэтому ранние книги Ветхого Завета были написаны после того, как произошли события, описанные в них.
Они, мол, являются только легендами, устно передаваемыми по преданиям.

Эта теория широко распространена в некоторых интеллектуальных кругах и является наиболее коварной атакой,
когда-либо совершенной на историческую достоверность Библии.

Но теперь, слава Богу, на протяжении прошлого столетия были найдены сотни и тысячи книг в раскопках археологов, написанных на глине и каменных плитах, датированные столетиями и даже тысячелетиями до Моисея,
показывающие, что даже наиболее ранние описания события в Библии, могли быть записаны писателями того времени.

Допотопные записи:
были найдены в руинах Ура, Киша и Фары.
Обширные библиотеки до Авраама были найдены в руинах Ура, Ниппура, Лагаша и Сиппара.
Самый древний известный исторический документ (запись современных событий),
написанных вскоре после Потопа, нашел в 1923 году Вуллей, в Обеиде, вблизи Ура.

Династическая призма Уэлда:
Это самый древний очерк мировой истории, написанный 100 лет до Авраама,
найден в 1923 году в Ларсе, экспедицией Уэлд-Бланделла, Акад.
Один из городов Нимрода (Бытие 10:10), назывался также "Сипар".
Это означает "город книг", что показывает, что он был известен как библиотечный центр.

Хаммуряпский кодекс законов:
Это кодекс, выгравированный во дни Авраама на большом камне и установленный вначале в Вавилоне.
Был найден в 1902 году французской экспедицией в Сузах.

Школьная комната дней Авраама:
Была найдена в Уре, со всевозможными дощечками с упражнениями по математике, грамматике, истории и медицине.
Возможно, что это та самая школа, где учился Авраам.
Заметьте, что все упомянутые места, где были найдены первые записи:
Ур, Киша, Фара, Ниппур, Лагаш, Сиппар, Ларе и Сузы-все эти города расположены в окрестностях Едемского саданем.

Египет:
В Египте найдены тысячи надписей, датированные тысячу лет до Моисея.
Дощечки с надписями Эль-Амарны.
400 таких дощечек со времён Авраама, были письмами к фараону, написанными разными царями Палестины и Сирии.
Эти письма были найдены в 1888 году.

Алфавитная надпись:
Эта надпись была написана 1800 лет до Р.Х.. или 400 лет до Моисея.
Она была найдена в 1905 году сэром Петри, в Серабите, Синай.

Алфавитное письмо в Палестине:
Там были найдены надписи в руинах Сихема, Гезы, Беш-Шемаш, Гагиш и в городах Гитти, на север от Палестины.
Эти надписи были написаны алфавитным письмом периода между Авраамом и Моисеем.
Название кариаф-Сефер-это город, находящийся вблизи Хеврона, название которого означает "Город книжников",
указывающее на то, что это был литературный центр.

Бегистунский камень:
- ключ к разгадке древневавилонского языка, был разгадан в 1835 году сэром Генри Роулистоном.

Розеттский камень:
- ключ к разгадке древнеегипетского языка был найден в 1799 году Боссардом.
В то время, когда ученые громогласно провозглашали, что письменности не было до Моисея,
что она лишь появилась много лет после Моисея, Бог в Своем предвидении употребил лопату археологов,
чтобы показать миру тысячи книг, которые были написаны задолго до Моисея.
И не только это, но и то, что эти книги подтверждают библейские записи.

Творение (Бытие 1):
Вавилонские истории творения подобны описанию сотворения мира по книге Бытия.
Они написаны на примитивных дощечках и были найдены при раскопках Вавилона, Ниппура, Ассура и Ниневии.
Это говорит о том, что утверждения о создании мира, описанные в книге Бытие,
глубоко запечатлелись в представлении первых жителей земли.

Первоначальное единобожие (Бытие 1):
Идея Бытия, что человек начал верить в единого Бога и что идолопоклонство развилось позже,
подтверждается надписями, найденными Лангдоном в допотопных слоях в Емден Насор, вблизи Вавилона.
Петри нашел указания на то, что в Египте первоначальной религией был монотеизм, или единобожие.

Едемский сад (Бытие 2):
Галл и Томпсон, из Британского музея, нашли в 1918 году указания, что Эриду,
вероятно, был одним из первых городов, когда-либо построенных, принятое местонахождения Едема.

Падение человека (Бытие 3):
"Печать искушения".
Найдена древняя вавилонская дощечка с надписью, которая точно изображает картину падения, описанную в Бытие.
В центре находится дерево, по одной стороне дерева мужчина, а на другой женщина, срывающая плод,
а позади женщины змей, находящийся в стоячей позе и как бы шепчущий.

"Печать Адама и Евы" была найдена Спейзером в 1932 году, в Теле Гавра, около Ниневии.
Она датируется приблизительно около 3500 лет до Р.Х..
На ней изображены голые мужчина и женщина, идущие в согнутом виде, как бы убитые горем, а за ними следует змей.

Раннее употребление металла (Бытие 4:21,22):
В Бытие сказано, что медные и железные инструменты были изобретены еще при жизни Адама.
До недавнего времени считали, что о железе знали не раньше чем 1200 лет до Р.Х..
Но в 1933 году Франкфорт нашел в руинах Асмара, вблизи Вавилона, железное лезвие,
сделанное приблизительно 2700 лет до Р.Х..
Это отодвигает время употребления железа ближе к началу.
Медные инструменты были найдены в раскопках допотопных городов.

Первобытное долголетие (Бытие 5):
В этой главе названы десять имен людей, отличившихся долголетием, покрывая период от Адама до Потопа.
Ранние вавилонские дощечки с надписью дают имена десяти допотопных царей и как долго каждый из них царствовал.
Долголетие их легендарное, но это говорит нам о том, что издревле считалось, что первые люди жили подолгу.

Потоп (Бытие 6-9):
Вавилонские рассказы о Потопе, очень схожи с записями из книги Бытие, были найдены на многих дощечках с надписями, которые были сделаны вскоре после Потопа.
В них часто употребляется выражение "время перед потопом" и "записи о времени перед потопом".
Можно ли сомневаться в том, был ли Потоп?

Помимо этого, отложения от потопа найдены в четырех различных местах.
В 1924 году Вулей нашел в Уре слой водой нанесенной глины, толщиной в 2 112 м,
под которым были найдены руины города.

В Кише в 1928-1929 гг. Лангдон нашел подобный слой отложенной водой глины
и под ним хорошо сохранившуюся допотопную колесницу с четырьмя колесами,
сделанными из дерева и сбитыми медными гвоздями.

В Фаре, в считающемся по преданию доме Ноя, Шмидт нашел в 1931 году слой чистой,
отложенной водой глины и под ней вещи допотопных людей.

В Ниневии, в 1932-1933 гг Маллоуэн нашел слои липкой грязи и речного песка вблизи дна большой насыпи,
вероятно, образованной водой, где можно видеть разницу в посуде под мокрым слоем и сверху мокрого слоя.
Это ясно доказывает, что библейский Потоп действительно был.

Вавилонская башня (Бытие 11:1-9):
Найдены надписи, которые, по- видимому, подтверждают местонахождение Вавилонской башни.

Ур, город Авраама (Бытие 11 :28-31):
Руины этого города довольно хорошо раскопаны Вулеем в 1922-1934 гг.
Во время жизни Авраама это был самый прекрасный город в мире.
Раскрыто много слоев времени Авраама так, что теперь даже можно видеть улицы, по которым ходил Авраам.
Вся история цивилизации и религии, в которых рос и жил Авраам, раскрыты.

Посещения Авраамом Египта (Бытие 12:10-20):
Предполагают, что оно изображено на одной из могил фараонов.
Вся изумительная история ранней цивилизации Египта и ее отношение к библейской истории найдена в тысячи надписей,
сделанных в то время, и найденных и расшифрованных в наше время.

Битва Хаммурапи с Авраамом (Бытие 14:1-16):
"Амрафел" 1, обыкновенно опознается археологами, как Хаммурапи, который получил известность за свой кодекс законов.
Престиж Авраама вырос после того, как он победил известного в то время царя.

Торговая царская дорога (Бытие 14:5,6):
Албрайт, который раньше считал указанные здесь города за легендарные,
потому что они были очень далеко от известного тогда торгового пути,
но в 1929 году он открыл линию больших насыпей-руины городов, которые процветали около 2000 лет перед Р.Х..,
что показывает, что это была хорошо населенная местность в период жизни Авраама,
расположенная на прямом торговом пути между Дамаском и Синаем.

Города патриархов:
Упомянутые в Бытие в связи с Авраамом: Сихем, Вефиль, Гай, Гегар.
Критики, которые отрицали историческое существование Авраама, отрицали также и существование этих городов.
Но Албрайт и Гарстанг нашли черепки, принадлежащие к периоду 2000 лет до Р.Х..,
которые находились на дне руин этих городов, подтверждая их существование в то время.

Разрушение Содома и Гоморры (Бытие 18,19):
Албрайт и Киле в 1924 году нашли в юго-восточном углу Мертвого моря множество вещей
периода между 2500 и 2000 лет до Р.Х..,
с доказательствами о высокой плотности населения в местности "как сад Господень" (Бытие 13:10).

Их населенность внезапно прекратилась около 2000 лет до Р.Х..,
и эта местность запустела до сего дня, указывая на то, что эта местность была разрушена каким-то великим катаклизмом.
Это является наиболее поражающим и чрезвычайным доказательством исторической подлинности
повествования книги Бытие об этих двух городах.

Иосиф и жена Потифара (Бытие 39):
История под названием "Повесть о двух братьях", написанная во время царствования Сети 11,
так похожа на рассказ "Иосиф и жена Потифара", что редактор английского издания "История Египта" Брагша подозревал,
что это было взято из летописи Иосифа, которая, вероятно, была занесена в архивы египетского двора.

Дворец Иосифа в Он (Бытие 41-45):
Сэр Питри Флиндерс в 1912 году нашел руины дворца.

Семь лет голода (Бытие 41:46-57):
Брагш в своем труде "Египет в период фараонов" говорит о записях того времени,
как о "замечательных и блестящих подтверждениях" библейской записи семи лет голода.

Моисей и фараон (Исход 1-12):
Мнения многих расходятся, с каким именно из фараонов Моисей имел дело.
Независимо от того, что это был за фараон, его забальзамированное тело найдено
и мы можем теперь видеть лицо фараона, которому Моисей бросил вызов.
Это подтверждает подлинность истории Моисея.

Дочь фараона (Исход 2:1-10):
Она вырастила Моисея.
Сейчас считают, что это была известная царица Хатшепсут,
которая когда- то была одной из величайших египетских правителей.
Ее статуя и руины ее грандиозных работ найдены.
Возможно, что постройкой некоторых сооружений управлял Моисей.

Кирпичи с соломой и без соломы (Исход 1:11; 5:7-19):
Извил в 1883 году и Кайл в 1908 году нашли в Пифоме нижние ряды кирпичей,
сделанных с хорошо порезаной соломой, средние ряды кирпича с меньшим количеством соломы,
а верхние-совсем без соломы.
Какое изумительное подтверждение книги Исход 5:7-19.

Смерть первенца фараона (Исход 12:29):
Не имеет значения, какой фараон был во время Исхода-Аменхотеп 2 или Мернептаг,
но из найденных записей видно, что что-то произошло с его первородным сыном.

Имя Иисус Навина (Иис. Навин 1:1):
Оно встречается на табличке с надписью найденной в Амарне, направленной из Палестины к фараону.
Там говорится о пути короля Пепла и написано: "Спроси Вениамина. Спроси Тадуа. Спроси Иисуса Навина".

Дом Раавы на стене (Иис. Навин 2:15):
Гарстанг нашел в Иерихоне руины двойной стены, 4112 м одна от другой,
соединенных с другими домами построенными наверху.
Это доказывает, что там строились дома "на стенах".

Иерихонская стена обрушилась...до своего основания (Иис. Навин 6:19):
Гарстанг нашел доказательство, что Иерехон был разрушен примерно около 1400 лет до Р.Х.., во время Иисуса Навина;
стены обрушились до основания наружу, с горы вниз. Иисус Навин "сжег город огнём".

Гарстанг нашел слой пепла, образованного этим пожаром.
Он также нашел под слоем пепла много продовольствия: пшеницы, ячменя и много другого, превратившегося в уголь,
что свидетельствует, что победители воздержались от присвоения продуктов.

Гай и Вефиль разрушены (Иис. Навин 8:1-29):
Албрайт нашел насыпь Вефиля, а Гарстанг-насыпи Гая, как доказательство,
что они были разрушены огнем во время вторжения Иисуса Навина.

Железо в Палестине (Судьи 1:19):
Из этих мест мы узнаем, что хананеи и филистимляне имели железо в период Судей.
Но железо не появилось в Израиле до времени Давида (2 Царств 12:31; 1 Числа 29:7).
Раскопки раскрыли множество железных вещей до Р.Х.. в Филистии,
но их не было в Палестине перед 1000 годом до Р.Х..

Дом Саула в Гиве (1 Царств 10:26):
Албрайт в 1922-23 г. нашёл в Гиве пласт с 1000 года до Р.Х.., руины крепости, которая могла быть домом Саула.
Храм Астарты и Дагона (1 Царств 31:10;1 Пар. 10:10), в котором находилась голова и оружие Саула, в Беф-Сане.
Университетский Музей Пенсильвании нашел в 1921-30 гг. в Беф-Сане, в пласте 1000 лет до Р.Х..
руины храма Астарты и Дагона, которые должны были быть теми, о которых говорилось выше.

Ручей (2 Царств 5:8):
которым армия Давида вошла в Иерусалим.
Этот туннель, прорезанный через скалу, был обнаружен в 1866 году Уорреном,
от имени Палестинского исследовательского фонда.

Сокровища Соломона (3 Царств 14:25,26):
которые взял Сусаким.
Мумия Сусакима была найдена в 1939 году в покрытом золотом саркофаге, возможно, золотом, взятым от Соломона.

Конюшни Соломона:
О его коннице упоминается в 3 Царств 9:19 и 10:26-29. В 3 Царств 9:15, Мегиддо назван одним из городов Соломона.
Восточный институт совершил раскопки в Мегиддо и нашел руины Соломоновых конюшей
с каменными столбами для привязи лошадей и яслями.
Недалеко от них был каменный фундамент дома с надписью "Щит Давида", где жил один из офицеров Соломона.

Камни для строения (3 Царств 7:9-12):
Многие из тех огромных камней Соломона находятся все еще на месте.
В 1852 году Баркли нашел каменоломню, откуда они были взяты.

Навуходоносор сжигает города Иудеи (4 Царств 25:9; Иеремия 34:7):
В четырех городах были найдены слои пепла от пожара городов, сожженных Навуходоносором:
Лахисе, Вефиле, Кириаф- Сефере и Беф-Шемисе.

Навуходоносор (Даниила 1:1):
Найдена камея с головой Навуходоносора, вырезанная по его собственному приказу.

Надпись на стене (Даниила 5:5):
Раскрыто основание этой стены.

Перепись Квириния (Луки 2:2):
Найдены записи на пергаменте, подтверждающие написанное в Евангелии от Луки 2:2,
что это была именно "первая перепись",
что рассеивает всякие сомнения и разногласия относительно исторических данных.

Синагога в Капернауме (Марк 1:21; Луки 7:1,5):
Раскопаны руины синагоги, о которой предполагают, что это была именно та синагога, в которой учил Иисус.

Последняя вечеря (Марф. 26:17-19):
Найдена "Антиохийская чаша", относительно которой думают, что это та самая чаша,
которую использовал Иисус на Последней Вечере.

Место распятия (Марка 15:22):
Многие уверены, что оно точно установлено.

Гроб Иисуса (Иоанна 19:41):
Найден гроб, который соответствует всем деталям, описанным в Священном Писании.

Семь церквей Откровения (Откр. 2, 3):
Раскопки освещают некоторые из этих утверждений.

Г.Геллей


Каменные сооружения Египта - пирамиды, храмы, города мертвых
- по большей части всегда оставались доступными для обозрения.

Раскопки этих сооружений принесли богатейшие находки:
засыпавшие их пески сохранили в жарком египетском климате даже столь непрочный материал, как папирус.
Бесчисленные надписи значительно облегчили датировку находок.

В начале исследования работ ученые стремились получить точные даты
исключельно с помощью астрономических вычислений.

Однако некоторая неуверенность в точности тех или иных дат все же сохраняется,
несмотря на имеющуюся возможность сверять данные, полученные при раскопках в Египте,
с ассирийско-вавилонской хронологией.

Тем не менее установлена последовательность правителей в Египте,
а египетские печати в форме скарабеев, которые находят в Палестине, при всей скудости обнаруженных там надписей,
дают важные отправные точки для определения дат.

Из чрезвычайного богатства Древнего Египта особое значение для библейской истории имеют следующие находки.
Прежде всего это т.н. "проклинающие" тексты, относящиеся к XII династии Среднего царства,
где среди прочих упоминаются враги Египта в Сирии и Палестине.
Здесь встречается самое раннее упоминание Иерусалима.

Раскопки в восточной части дельты Нила принесли находки,
относящиеся к периоду гиксосов (1700-1570 гг. до Р.Х..)
и времени правления XIX династии (XIII в. до Р.Х..),
которые сыграли определенную роль в вопросе об исходе израильтян из египетского плена.

Интерес вызвали и раскопки царской резиденции в Телль-Амарне.

На Синайском полуострове обнаружены следы горнодобывающей деятельности древних египтян
(медные копи III тысячел. до Р.Х..),
к которым относится и несколько надписей иероглифического и синайского письма.
Этот алфавит (XV в. до Р.Х..) существовал уже во времена Моисея.

Однако в целом раскопки в Египте дали библеистике все же меньше, чем раскопки в Палестине - египтологии.

МЕСОПОТАМИЯ.
Здесь, в отличие от Египта, старые города с их недолговечными глинобитными постройками полностью исчезли под теллями.
Те строения, которые удалось обнаружить, например в Вавилоне, за редким исключением, находятся под угрозой разрушения,
теперь уже окончательного.

Однако глина как материал для письма сохранила для нас литру Двуречья, и в значительном объеме,
причем эти клинописные памятники гораздо чаще перекликаются с библейскими событиями,
чем находки египетской письменности.

Еще не расшифрованная клинописная табличка из Киша (располож.сев. Вавилона)
датируется прим. 3300 г. до Р.Х..,
т.е. она древнее первых египетских папирусов.

В Кише была найдена и глиняная призма (ок. 2000 г. до Р.Х..),
на которой перечислены десять царей, правивших до потопа.

Многие таблички представляют собой списки с более ранних текстов, как, напр., карта мира из Сиппара (VI в. до Р.Х.)
и документы из библиотеки Ашшурбанапала в ассирийской столице Ниневии (VII в. до Р.Х.),
которым мы обязаны вавилонской версии истории сотворения мира и эпосом о Гильгамеше,
включающем рассказ о великом потопе.

Значительно древнее находки из Нузы близ Киркука (XV в. до Р.Х.),
которые по новому осветили сообщения о жизни патриархов,
а также документы архива из г. Мари, подтверждающие рост могущества аморреев
и датировку законов вавилонского царя Хаммурапи (прим. 1700 г. до Р.Х.).

Законы Хаммурапи, однако, были обнаружены не в его столице, а в персидском г. Сузы,
куда кто-то из позднейших завоевателей вывез каменный блок с высеченными на нем законами (Елам).

Раскопки Ура, родного города Авраама, проводились в 1922-1934 гг. археологом Л.Вулли.
Великолепно убранные царские гробницы свидетельствуют об удивительно высоком уровне развития ремесел
уже ок. 2500 г. до Р.Х..

Найденные постройки и памятники письменности дополняют картину канувшего в Лету города мирового значения.
Кроме того, там был обнаружен слой отложений глины и ила толщиной в 2,5-3,5 м,
свидетельствующий о сильном наводнении.

Подобного рода отложения археологи встречали и в других местах, но их связь между собой пока не выяснена.
Храмы (зиккураты), кроме Ура, имелись также в Ашшуре, Борсиппе и Вавилоне (см. Быт 11),
где были обнаружены дворцы, укрепления (ворота богини Иштар), храмы и большая "дорога процессий".

Вавилонские "висящие сады" считались в древности одним из семи чудес света.
Над сводом подвальных помещений внутри царского дворца был создан искусственный уголок горной местности
с деревьями и оросительной системой.

Мы узнаем также об озеленении террас храмовых башен.
В Хорсабаде, резиденции Саргона II, был найден документ, на котором основывается хронология Месопотамии,
- список ассирийских царей с указанием времени их правления вплоть до Шамши-Адада I
(1753-1721 гг. до Р.Х.. Ассирия).

Раскопки Кальху (совр. Нимруд) мы обязаны рельефами и анналами Тиглатпаласара III,
черным обелиском Салманасара III,
надписями Саргона II о разрушении Самарии и условиями договоров Асархаддона с покорёнными царями (Манассия).

В Ниневии, во дворце Синаххериба, были обнаружены рельефы, посвящённые покорению Лакиша (библ. Лахиса),
а также глиняная призма, надпись на которой сообщала о походе Синаххериба против Езекии (701 г. до Р.Х.).

Доказательствами о проживании иудейских переселенцев в Телль-Халафе
(библ. Гозан; ср. 1Пар 5:26; 4Цар 17:6)
являются записи о поставках продовольствия плененному Иехонии в Вавилон
и иудейские имена в документах семейства банкира из Ниппура ("док-ты Мурашу", V в. до Р.Х..).
Эти документы уточняют время вавилонского пленения.

Раскопки не только дали дополнительные сведения об известных исторических личностях и событиях,
но также открыли неизвестные до того времени народы и царства - хурритов (библ. хорреев)
и царство Митанни (XV-XIV вв. до Р.Х..) в Северной Месопотамии,
о которых библеисты узнали из документов архива Телль-Амарны и из гос. договоров Хеттского царства,
обнаруженных при раскопках в Богазке.

Ценные находки, и прежде всего глиняные таблички,
были обнаружены немецкими и турецкими исследователями в Малой Азии,
в древней столице Хеттского царства Хаттусе (совр. Богазке).

Другим местом значительных находок эпохи хеттов стал г. Каратепе на востоке Малой Азии.
Расположенный юго-западнее от него холм Кюльтепе хранил каппадокийские клинописные таблички
ассирийских торговых колоний, датируемые прим. 2000 г. до Р.Х..

Внимание исследователей, изучавших путешествия Павла и историю возникновения первых христианских церквей,
привлекли находки, относящиеся к I в. по Р.Х..,
которые были обнаружены в Эфесе, в Лаодикии, Антиохии Писидийской, Колоссах, Листре и других городах.

Следует отметить особые заслуги сэра У.Рамсея,
более чем кто-либо способствовавшего археологическим исследованиям
.

Интересный материал представляют и находки, сделанные в Сирии,
где раскопки проводились чаще всего французкими исследователями.

При раскопки в Рас-Шамре (Угарит) были обнаружены большие по объему религиозные тексты хананеев,
содержащие подробные сведения о культе Ваала и Ашеры.
Эти тексты написаны своеобразной алфавитной клинописью.

Финикийский г. Библ (библ. Гевал), царские саркофаги и надписи
которого датируются прим. 1000 г. до Р.Х.., был с 1919 г. слой за слоем полностью раскрыт М.Дюнаном.

Раскопки в Алалахе (Телль-Атшане) дали ученым письменные источники, относящиеся к тому же времени,
что и док-ты из "архива Мари", а также более поздние тексты.

Табличка из слоновой кости с предполагаемым портретом дамасского царя Хазаэля (библ. Азаила)
была обнаружена при раскопки в Арслан-Таше.

Расцвет сирийской Антиохииво времена НЗ также подтверждается археологическими находками.

Раскопки в Палестине начались в р-не Иерусалима (Уоррен, 1867-1870 гг.).
Исследователи обнаружили остатки городской стены юго-восточнее Храмовой площади
и часть системы водоснабжения.
В целом эти раскопки дали скромные результаты из-за несовершенства научных методов
и способов датировки находок.

Возобновившиеся в 1923-1925 гг. и в 1927-1928 гг. раскопки в городе Давида оказались более успешными.
Сегодня ученым известны укрепления древнего города иевусеев,
а также укрепления на Офеле времен царя Давида,
Силоамский туннель Езекии с надписью, сделанной его строителями,
"царские гробницы" на юго-восточном холме и гробница Севны,
постройки Ирода Великого,
оссуарий (каменный гроб) Озии и скальные гробницы новозаветного периода,
надпись в синагоге Феодота, возможно принадлежавшей либертинцам (Деян 6:9).

Но от храма после разрушения города следов не осталось:
были обнаружены только две надписи, запрещающие язычникам под страхом смерти входить во "двор израильтян".

Раскопки также помогли прояснить историю столицы Северного царства - Самарии
- с момента ее основания при Амврии до времени Ирода Великого.

Из памятников письменности особую ценность представляют покрытые письменами глиняные черепки (остраки),
относящиеся к периоду царствования Иеровоама II.

Столетием раньше (ок. 845 г. до Р.Х..) в надписи на Моавитском камне, или Камне Меши (Месы),
найденном на восточном берегу Иордана около Дивона, были упомянуты библейские Амврий и Ахав.

В восточной Самарии в результате раскопки, проведённой в Телль-эль-Фара,
было установлено местонахождение древней Фирцы.

При изучении периода завоевания Ханаана израильтянами ученые придавали большое значение находкам из Иерихона.
В 1930-1936 гг. здесь работал Дж.Гарстэнг.
Он предполагал обнаружить остатки стен, рухнувших ок. 1400 г. до Р.Х.., и город времен Иисуса Навина.
Но эта загадка так и осталась неразгаданной.
Некоторые исследователи полагают, что им все же удалось идентифицировать слой разрушений,
произведённых в XV в. до Р.Х.

Вефиль был уничтожен огнем в позднем бронзовом веке.
Один слой разрушений в Хацоре (библ. Асор, Гацор)
израильские исследователи также относят к периоду Иисуса Навина,
другой - к разрушениям, причиненным Тиглатпаласаром III.

Здесь находился храм позднего бронзового века с массивным жертвенником для всесожжений и жертвенником курения,
на котором еще сохранился пепел.

В одном из ханаанских капищ были обнаружены каменная фигура сидящего бога Ваала
и несколько маццеб (столбов) высотой ок. 30 см.

Полностью сохранившееся капище (т.н. "высота") было найдено в городе набатеев Петре (в Эдоме).

Датские археологи, проводившие раскопки в Силоме, установили,
что этот город был разрушен после поражения Израиля в битве с филистимлянами при Авен-Езере (1Цар 4),
о чем ранее можно было лишь догадываться (см. Иер 7:12,14; 26:6).

Тот факт, что секрет выплавки железа был известен лишь филистимлянам (1Цар 13:19-21),
подтвердили раскопки крепости Саула в Гиве, где было обнаружено лишь одно железное орудие труда.

Постройки времен Соломона известны нам по Мегиддо (дворец наместника), Хацору, Гезеру;
к этому же периоду относится медеплавильное сооружение в Ецион-Гавере.

Проводились раскопки рудников в Араве (юж. часть долины Иордана), в Тимне и Фeйнане.
В Гезере, кроме того, был найден "календарь" с перечислением сельскохозяйственных работ,
проводимых в течение года.

На острые противоречия между севером и югом после раздела царства
указывают и мощные укрепления Телль-эн-Насбе (Мицпа, Массифа).

Здесь была найдена печать Иезании;
в Мегиддо сохранилась печать со львом, принадлежавшая Шеме, чиновнику Иеровоама II,
в Эйлате (Елаф) - печать Иофама,
а в Лакише (библ. Лахис) - печать Годолии.

Раскопки Лакиша позволили в деталях подтвердить сообщение о захвате города, записанное на ассирийской стеле.

Найденный при раскопки кувшин емкостью 12 л с обозначением "царский бат"
(Меры длины, площади, объема и веса)
указывает на роль города как регионального центра, осуществлявшего продовольственные поставки.

Обстоятельства вторжения Навуходоносора становятся очевидными из писем, обнаруженных в Лакише (Письмо).

При археологических раскопках в Иудее пока не найдено ни одного города,
который после разрушения Иерусалима, в годы вавилонского плена, был бы постоянно заселен жителями.

Самыми ценными находками новозаветного периода стали рукописи Мертвого моря (1947-1956 гг.).
После того как были случайно обнаружены первые свитки,
ученые приступили к систематическому поиску древних рукописей.

Кумранские рукописи, как и находки из других мест, относятся к периоду от 100 г. до Р.Х.. до 132-135 гг. по Р.Х..

Свиток, содержащий полный текст Книги пр. Исаии, датируемый I в. до Р.Х..,
на 1000 лет продлевает обозримую историю еврейских текстов
(до этого самые древние источники датировались прим. 900 г. по Р.Х..).

Среди рукописей и фрагментов представлены все книги ВЗ, за исключением Книги Есфирь.
По количеству списков наиболее полно представлены Пятикнижие Моисея, Книга пр. Исаии и Псалмы,
что соответствует частоте их цитирования в НЗ.

Изучение небиблейских рукописей Кумрана и последних по времени обнаружения египетских папирусов
также важно для понимания Нового Завета.

Это исключает предположение о более позднем эллинистическом влиянии на образный язык Ев. от Иоанна
и свидетельствует о возможности написания всех четырех Евангелий до 70 г. по Р.Х..,
а всех книг НЗ - к 85 г. по Р.Х.. (Д.Дж. Уайзмен).

Самый ранний, не вызывающий сомнений фрагмент рукописей НЗ, был, однако, обнаружен не в Палестине,
а в Египте.
Он содержал стихи Ин 18:31-33,37,38 и был написан ок. 115 г. по Р.Х.

Еще один фрагментиз пещеры, запечатанной не позднее 70 г.,
содержит, вероятно, отрывок из Ев. от Марка (Мк 6:52 и след.).

Ранний бронзовый век:
а - Украшение в форме диска (?).
b - Черепок сосуда с росписью (?).
c - Сосуд для воскурений из Эт-Телля (Гай).
d - Глиняный сосуд, возможно, использовавшийся в качестве барабана.
е - Глиняный сосуд с носиком.
f - Фигурный светильник.
g - Наконечник стрелы (?).

Средний бронзовый век:
а - Конские удила из Мегиддо.
b - Бронзовый перстень с печаткой в форме скарабея из Мегиддо.
с - Литая бронзовая фигурка хананейской богини из Нахрии.
d - Фигурка обезьяны на глиняном кувшине из Нахрии.

Поздний бронзовый век:
а - Рельеф с изображением львов из храма Мекаля в Бейт-Шеане (Беф-Сане). Звезда на плече льва, по-видимому, свидетельствует, что этот зверь из царского зверинца.
b - Бронзовая фигурка божества из Мегиддо.
с - Украшенное значками древнеханаанского письма золотое кольцо из Мегиддо (ок. 1350-1250 гг. до Р.Х..).
d - Литой сосуд из Мегиддо.
е - Хеттская секира из Бейт-Шеана (Беф-Сана).
f - Золотая игла для скрепления одежды.
g - Резьба по слоновой кости из Мегиддо.

Железный век I:
а - Резьба по слоновой кости из Самарии.
b - Печать на ручке кувшина: "Для царя" и "Хеврон".
с - Сосуд с рельефным украшением в виде змей из Бейт-Шеана (Беф-Сана).
d - Жертвенник курения из Мегиддо.

Железный век II:
а - Печать Иезании из Телль-эн-Насбе.
b - Одно из писем (III), обнаруженных в Лакише (Лахисе), обратная сторона.
с - Украшенная завитками капитель из Рамат-Рахеля.
d - Расписанный глиняный сосуд из Мегиддо (ок. 900 г. до Р.Х..).

Железный век III(персидский период):
а - Серебряная чаша из Телль-эль-Фара (Шарухен).
b - Черпак, ручка которого украшена женской фигуркой, из Телль-эль-Фара (Шарухен).
с - Древнейшая еврейская монета, IV в. до Р.Х..
d - Печать на кувшине: "Иуда".
e - Светильник.

Эллинистический период:
а - Капитель колонны (?).
b - Сосуд (?).
с - Кувшин для вина, привезенный с острова Родос.
d - Монета Иоанна Гиркана, 135-105 гг. до Р.Х..
е - Светильник, на форме которого сказалось влияние греческой культуры.
f - Гемма (?).

Римский период:
а - Фрагмент рукописи из Кумрана.
b - Один из глиняных сосудов, в которых хранились кумранские рукописи.
с - Серебряный сикль (шекель) времен первого иудейского восстания.
d - Светильник, типичный для времени правления Ирода.
е - Оссуарий (ящик с прахом).
f - Рельеф из синагоги в Капернауме. По аналогии с изображением в синагоге Дура-Европос здесь, возможно, изображено возвращение ковчега завета филистимлянами.
g - Светильник.
h - Греческая надпись (?).
i - Серебряная тетрадрахма времен второго иудейского восстания.

Византийский период:
а - Христианский светильник.
b - Светильник.
с - Иудейский светильник с семью рожками.
d - Христианский рельеф (?).
е - Мозаика из синагоги Бет-Альфы: ларец с Торой, семисвечники, завеса, фигуры львов.

Библейский словарь Брокгауза.