Христианство впервые было установлено на востоке, или в греческой части Римской империи.
На протяжении
200 лет греческий язык был языком христианства.
В
330 году по Р.Х. Константин сделал Константинополь столицей Римской империи.
С того времени началось соперничество с Римом.
В
395 году Римская империя разделилась на восточную и западную.
Константинополь стал центром Восточной империи, а Рим - Западной.
В
632-638 гг. три восточных центра христианства: Сирия, Палестина и Египет - уступили магометанству.
Константинополь остался один.
На восьмом вселенском Соборе в
869 году получился окончательный раскол между греческой и латинской церквами.
С самого начала Восток отказался признавать главенство Рима.
Иногда были попытки объединить церкви, но они были напрасны, потому что Восток не признавал власти папы.
Греческая церковь теперь является церковью юго-восточной Европы и России,
и представляет собой одну из трех великих ответвлений христианства;
насчитывает
150 000 000 по сравнению с
340 000 000 Римо-католиками и
210 000 000 протестантами,
что составляет около одной пятой христианского мира.
Греческая церковь во многих своих обрядах похожа на Рима- католическую церковь.
Православные не требуют безбрачия священников.
Также у них нет пап.
Г.Геллей.)
ПРАВОСЛАВИЕ.
Христианская традиция, коренящаяся в апостольском Предании,
и
охватывающая ряд национальных Церквей Восточной Европы, Балкан и Ближнего Востока.
Центральным в православном мире по традиции считается Вселенский Константинопольский
Патриархат,
признающий своей задачей сохранение единства восточных Церквей в вероучении,
и в верности решениям отцов семи Вселенских Соборов
(IV . VIII вв.).
Православие отрицает
примат Папы по отношению к епископам, находящимся вне юрисдикции Рима,
и не согласно с
католическим положением, что только в Римско-Католической Церкви полнота Церкви
Христовой.
Православие настаивает на сохранении верности более древнему принципу,
где
епископ, там и Церковь, из которого следует, что любая поместная Церковь,
сохранившая
апостольское преемство и чистоту веры, является Церковью в полном и подлинном смысле
слова:
в ней есть та мистическая глубина, существование которой удостоверяется сердцем
верующего человека.
Этим Православие ставит под вопрос право протестантов называть свои
христианские общины Церквами.
Верность традиции во всех ее деталях и чистота веры в
Православии ценится безусловно выше духовных исканий,
и нововведений , отсюда
традиционализм и большая роль храмового благочестия.
Православие настаивает, что имеет все
необходимое для спасения,
и что вся Церковь является носителем и хранителем вероучительной
истины, а не только иерархия, как в Католичестве.
Это провозглашается как принцип
соборности, согласно которому дары Св. Духа распределяются по всей Церкви.
Он не означает
отрицания учительного служения епископов и священников, но в Православии оно выражено
меньше.
Православие сравнительно менее четко и целенаправленно организует свою
деятельность,
и меньше сил уделяет миссионерской работе и социальному служению,
раскрытию
творческих сил человека и защите социальной правды.
Сравнительно больший акцент делается
на духовном делании каждого члена Церкви в рамках ее уклада,
в таинствах, в соблюдении
постов и в делах благочестия.
Монашество считается лучшей частью православного народа
Божия,
и его авторитет нередко стоит выше авторитета иерархии, что не соответствует
раннехристианскому Преданию.
Поклонение Богу в Православии сочетается с развитым
почитанием Богородицы и святых, икон и чудес .
Дух горения любви к Богу и к человеку есть
признак истинного жизненного Православия.
Кто его не имеет среди православных, тот не
истинно православный, и кто его имеет среди неправославных,
тот истинно православный
(Архиеп. Сан-Францисский Иоанн).
Православная философская мысль
XIX,XX вв.
развивалась весьма свободно по отношению к иерархии и догматике,
и отличается высоким
уровнем и своеобразными подходами к вопросам богопознания,
метафизики, антропологии,
космологии, проблематики культуры и общества.
Л.И. Василенко