Фарисеи



Предполагают, что секта фарисеев образовалась в 3 веке до Р.Х., во дни, предшествующие Маккавейским войнам.
Когда Греция пыталась эллинизировать евреев, среди евреев появилась тенденция
- принимать греческую культуру с ее языческими религиозными обычаями.

Появление фарисеев было реакцией и протестом против этой тенденции среди их соотечественников.
Основной целью фарисеев было сохранить национальную целостность и строгое соблюдение закона Моисеева.

Позднее, они превратились в самоправедных, лицемерных формалистов. (см. Евангелие от Матфея 23).

Г.Геллей


Фарисеи, иудейская религиозная и политическая партия,
единственная из еврейских партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима;
именно поэтому в основе современного иудаизма лежат преимущественно фарисейские традиции.

Слово "фарисеи", вероятно, означает "обособленные" и подразумевает группу людей, на которых, в отличие от саддукеев,
не оказали заметного влияния чужеродные эллинистические и рационалистические идеи.

Фарисеи строго следили за соблюдением Закона (Деян 26:5).
Партия фарисеи сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи Маккавеев.
Вначале Маккавеи входили в партию фарисеев и опирались на нее,
но позднее покинули эту партию и даже подвергали ее членов гонениям.

Во времена Иисуса политические вожди еврейского народа,
большая часть из высокопоставленного священства и синедриона
принадлежали к проэллинистически настроенным саддукеям,
но духовными вождями народа оставались фарисеи.

Не будучи в большинстве своем священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми,
всей душой стремившимися исполнять Закон как Божью волю (Флп 3:5 ).

Они признавали существование добрых и злых духов, жизнь после смерти и телесное воскресение (Деян 23:8).
В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего предосудительного (Мф 23:2),
но в то же время Он предостерегал от слепого подражания им (Мф 16:11),
поскольку фарисеи полагались на собственную праведность,
а не на Господа
(Иер 31:33; Иез 36:26; Ин 3:8-10).

Фарисеи ограничивали себя внешним исполнением Закона,
стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение.

На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли (Мф 15:1;).
Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное,
лицемерие и самолюбование (Мф 6:5,16; 23:5-7; Лк 18:11).

Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то,
чтобы обойти Закон:
например, во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой,
потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние
.

Но главной заповеди, любви к Богу и ближним, фарисеи не уделяли достойного внимания (Лк 11:42)
или распространяли ее только на фарисеев (отсюда вопрос в Лк 10:29: "А кто мой ближний?").

Фарисеи были убеждены в том, что они единственно подлинные дети Авраама и сыны Божьи (Ин 8:33-47),
истинные ученики Моисея (Ин 9:28), люди, духовно зрячие.

Это ложное убеждение делало их надменными (Ин 7:48), властолюбивыми и даже доводило до богохульства,
когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них действия Св. Духа (Мк 3:22-30).

Они ревностно поддерживали свой престиж (Мф 23:6 ; Лк 11:43).
Своим чрезмерным миссионерским усердием фарисеи преграждали путь в Царство Небесное тем,
кто действительно искал Бога
(Мф 23:13; Лк 11:52),
и вели обращенного ими язычника (Прозелиты) к верной духовной смерти (Мф 23:15).

Поэтому Иисус называет их сынами дьявола (Ин 8:44).

Чтобы понять всю остроту разногласий Иисуса с фарисеями, благочестивыми людьми Его времени,
нужно помнить, что Его упреки (Мф 15:14) полностью относились и к таким уважаемым и почтенным людям,
как Никодим (Ин 3:10) или Гамалиил (Деян 5:34).

Библейский словарь Брокгауза.