Предполагают, что секта фарисеев образовалась в 3 веке до Р.Х., во дни, предшествующие Маккавейским войнам.
Когда Греция пыталась эллинизировать евреев, среди евреев появилась тенденция
- принимать греческую культуру с ее языческими религиозными обычаями.
Появление фарисеев было реакцией и протестом против этой тенденции среди их соотечественников.
Основной целью фарисеев было сохранить национальную целостность и строгое соблюдение закона Моисеева.
Позднее, они превратились в самоправедных, лицемерных формалистов. (см. Евангелие от Матфея 23).
Г.Геллей
Фарисеи, иудейская религиозная и политическая партия,
единственная из еврейских партий и групп, сохранившаяся и
после падения Иерусалима;
именно поэтому в основе современного иудаизма лежат преимущественно
фарисейские традиции.
Слово "фарисеи", вероятно, означает "обособленные" и подразумевает
группу людей, на которых, в отличие от саддукеев,
не оказали заметного влияния чужеродные
эллинистические и рационалистические идеи.
Фарисеи строго следили за соблюдением Закона (Деян 26:5).
Партия фарисеи сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи Маккавеев.
Вначале
Маккавеи входили в партию фарисеев и опирались на нее,
но позднее покинули эту партию и даже
подвергали ее членов гонениям.
Во времена Иисуса политические вожди еврейского народа,
большая часть из
высокопоставленного священства и синедриона
принадлежали к проэллинистически настроенным
саддукеям,
но духовными вождями народа оставались фарисеи.
Не будучи в большинстве своем
священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми,
всей
душой стремившимися исполнять Закон как Божью волю (Флп 3:5 ).
Они
признавали существование добрых и злых духов, жизнь после смерти и телесное
воскресение (Деян 23:8).
В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего
предосудительного (Мф 23:2),
но в то же время Он предостерегал от слепого
подражания им (Мф 16:11),
поскольку фарисеи полагались на собственную праведность,
а не на
Господа(Иер 31:33; Иез 36:26; Ин 3:8-10).
Фарисеи ограничивали себя внешним
исполнением Закона,
стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и
предписаниями, регулирующими его исполнение.
На самом же деле они все более удалялись
от истинной Божьей воли (Мф 15:1;).
Следствием этого было неосознанное,
а потому особенно опасное,
лицемерие и самолюбование (Мф 6:5,16; 23:5-7;
Лк 18:11).
Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто
направлены на то,
чтобы обойти Закон: например, во время поездки в субботу на осле на седло
клали мехи с водой,
потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем
по суше, расстояние.
Но главной заповеди,
любви к Богу и ближним, фарисеи не уделяли достойного внимания (Лк 11:42) или распространяли
ее только на фарисеев (отсюда вопрос в Лк 10:29: "А кто мой ближний?").
Фарисеи были убеждены в
том, что они единственно подлинные дети Авраама и сыны Божьи (Ин 8:33-47),
истинные
ученики Моисея (Ин 9:28), люди, духовно зрячие.
Это ложное убеждение
делало их надменными (Ин 7:48), властолюбивыми и даже доводило до
богохульства,
когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них
действия Св. Духа (Мк 3:22-30).
Они ревностно поддерживали свой престиж (Мф 23:6 ;
Лк 11:43). Своим чрезмерным миссионерским усердием фарисеи преграждали путь в Царство
Небесное тем,
кто действительно искал Бога(Мф 23:13; Лк 11:52),
и вели обращенного ими
язычника (Прозелиты) к верной духовной смерти (Мф 23:15).
Поэтому Иисус называет их
сынами дьявола (Ин 8:44).
Чтобы понять всю остроту разногласий Иисуса с фарисеями,
благочестивыми людьми Его времени,
нужно помнить, что Его упреки (Мф 15:14) полностью
относились и к таким уважаемым и почтенным людям,
как Никодим (Ин 3:10) или
Гамалиил (Деян 5:34).