Поиск по странице


Введите слово или фразу для поиска.

Раскол в Церкви


В середине IX века Византия была потрясена только что пережитой борьбой с иконоборчеством.
После поражения иконоборцев образовались две партии:
сторонников беспощадной борьбы с еретиками и стоявших за снисходительное к ним отношение.

Следствием этого конфликта стал разрыв отношений Востока и Запада,
который прекратился лишь после Свято-Софийского Собора 879 - 880 годов.

Кроме папских легатов, на Собор прибыли представители Восточных Патриархатов и множество епископов.
Собор осудил притязания пап на верховную власть в Церкви и подтвердил полное равенство епископов Рима
и Константинополя.
На Соборе был оглашён Никео-Цареградский Символ веры и принято постановление о его полной неизменности.

Предшествовавшие Великому расколу десятилетия являют собой картину неустойчивого мира,
который нередко нарушался и, в конце концов, завершился окончательным расколом.

Среди историков существует мнение, что Рим сознательно обострял отношения с Востоком, добиваясь разрыва.
Для этого были свои основания:
неповиновение Востока явно стесняло Рим, подрывало главенство его верховной кафедры,
ведущей преемство от самого апостола Петра, чем так гордились римляне.

Поводом к окончательному разрыву в июле 1054 года послужил очередной конфликт между Римским папой Львом IX
и Константинопольским Патриархом Михаилом Керулларием.

Рим в последний раз попытался добиться безоговорочного повиновения Востока, а когда стало ясно, что это невозможно,
папские легаты во главе с кардиналом Гумбертом явились в храм Святой Софии
и торжественно возложили на престол папское постановление - буллу, которая гласила:

"Властью Святой и нераздельной Троицы, Апостольской кафедры, послами коей мы являемся,
всех святых православных отцов Семи Соборов и католической Церкви
мы подписываем против Михаила и его приверженцев - анафему,
которую наш преподобнейший Папа произнёс против них, если они не опомнятся"
.

Незаконность происшедшего дополняло ещё и то, что Папа,
от имени которого они произносили анафему,
умер ещё в апреле 1054 года.


После отбытия легатов Патриарх Михаил Керулларий созвал Собор,
на котором сами легаты и привезённый ими документ были преданы анафеме.
Решения Собора касались исключительно папских легатов.
В отношении всей Западной Церкви не было не одного обвинения.

Все Восточные Патриархи были извещены о принятых решениях окружным посланием и выразили им поддержку.
Никто не отрицал почётного первенства Папы, установленного отцами,
но никто и не соглашался с его верховной властью.

Раскол 1054 года не воспринимался современниками как абсолютный рубеж в разделении Церквей.
Он мыслился лишь как временный разрыв между двумя кафедрами.

Окончательное разделение Церквей произошло уже в эпоху крестовых походов.
Византийцы надеялись, что с помощью крестоносцев они победят мусульман и освободят Иерусалим,
однако всё вышло иначе.

В 1204 году во время IV Крестового похода Константинополь был взят и разграблен.
Рим поставил своего патриарха.
На шестьдесят лет установилась так называемая Латинская империя.

Именно в тогда разделение Церквей перестало быть спором иерархов и богословов
и вошло в плоть и кровь церковного народа.

Лишь спустя девять веков, в 1965 году была опубликована совместная декларация Римско-Католической Церкви
и Константинопольской Православной Церкви по случаю снятия взаимных анафем.
Это знаменательное событие открыло новую страницу в отношениях Западной и Восточной Церквей.


Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа,
чтобы ... не было между вами разделений,
но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
(Первое Послание апостола Павла к Коринфянам 1:10)