Поиск по странице


Введите слово или фразу для поиска.

Протестанты



Реформация.


Мартин Лютер(1483-1546). Лютер есть величайший человек всех времен.
Он повел мир от тяжелого положения к свободе, от наиболее деспотической организации в истории.

Лютер родился в бедной семье в Айслебен, в 1483 году.
Он поступил в Эрфуртский университет в 1501 году на юридический факультет.

"Хороший студент, красноречивый и искусный участник диспутов, очень общительный и музыкальный".
Он получил свою научную степень за очень короткое время.
В 1505 году он неожиданно решил уйти в монастырь.
Примерный монах, очень религиозный, он придерживался всех форм постов и бичевания,
и даже изобрел новые виды изнурения плоти.

На протяжении двух лет переносил "такие душевные муки, что никакое перо не может описать".
Однажды, в 1508 году, когда он читал Послание к Римлянам, просвещение и спокойствие духа мгновенно озарили его:
"Праведный верою жив будет".

Наконец он увидел, что спасение можно достичь верой в Бога через Иисуса Христа,
а не путем ритуалов, причастий и прощений церковью.

Это изменило всю его жизнь и весь курс истории.

В 1508 году он стал учителем Виттенбергского университета, пост, который он занимал до самой смерти, в 1546 году.
В 1511 году он посетил Рим, и был удивлен извращенностью и пороками папского двора.

Возвратился в Виттенберг, где его проповеди о Библии начали привлекать студентов со всех концов Германии.

Индульгенции. Продажа индульгенций Тетцелем была причиной разрыва Лютера с Римом.
Согласно католическому учению, чистилище почти то же самое, что и ад,
только оно не длится долго и все должны пройти через него.

Но папа претендовал на то, что якобы он имеет власть уменьшить, или простить, или же облегчить эти страдания.
И эта привилегия принадлежала исключительно папе.

Это началось папами: Паскалем(817-24) и Иоанном 8 (872-82).
Папские индульгенции оказались чрезвычайно доходным делом и вскоре распространились для общего употребления.
Они были предложены, как побуждение принимать участие в крестовых походах, или войн против еретиков,
или против некоторых непослушных папе королей, которых папа хотел наказать, для инквизиторов или для тех,
кто принес вязанку хвороста для сожжения еретиков, или просто индульгенции продавались за деньги.

Папа Сикстус 4 (1476) был первым, кто применил индульгенции для душ в чистилище.
Индульгенции продавались оптом или в розницу.
Таким образом, "продажа привилегии грешить" стала одним из основных источников папского дохода.

В 1517 году Иоганн Тетцель приехал в Германию, чтобы продавать свидетельства, подписанные папой,
предлагая прощение грехов покупателям и их друзьям без исповеди, покаяния и причастия,
или прощения грехов священником.

Он говорил людям: "Как только ваша монета зазвонит в сундуке,
то тогда души ваших друзей выйдут из чистилища и пойдут в небо".

Это ужаснуло Лютера.
95 тезисов.
31 октября 1517 года Лютер вывесил на дверях церкви в Виттенберге 95 тезисов.

Почти все они касались индульгенций, но которые, в сущности, подрывали власть папы.
Это было заявлением, что он желает иметь дискуссию об этом в университете.
Печатных копий этих тезисов жадно искали по всей Германии.
Это было доказательством того, что эти тезисы были той "искрой, которая зажгла всю Европу".

В 1520 году Лютер стал самым популярным человеком в Германии.
Отлучение Лютера от церкви.
В 1520 году папа издал указ об отлучении Лютера от церкви и объявил,
что если тот не покается в течении 60 дней, то он получит "наказание согласно ереси", что означало смерть.

Когда Лютер получил указ, то он сжег его публично, 10 декабря 1520 года.
"В тот день начался новый период в истории человечества".
Собор в Вормсе.<
В 1521 году Лютеру было приказано Карпом 5, императором Святой Римской империи
(включающей в себя Германию, Исапанию, Нидерланды и Австрию),
явиться перед Собором в Вормсе, перед собранными видными лицами империи и церкви,
чтобы отказаться от высказанного мнения.

Он ответил, что не может отказаться от этого, за исключением того,
что не подтверждается Писанием или благоразумием:
"На этом я стою, я не могу ничего больше сделать; Господь да поможет мне".

Он был осужден, но у него было много друзей среди германских принцев, чтобы спасти его от наказания церковью.
Лютера скрывали его друзья около трех лет,
а потом он возвратился в Виттенберг, чтобы продолжать проповедовать и писать.
Он также перевел Библию на немецкий язык, которая "одухотворила Германию и сформировала немецкий язык".

Борьба Папы с протестантами Германии.


В то время Германия была разделена на много мелких княжеств.
Многие принцы и их княжества стояли на стороне Лютера.
В 1540 году вся северная Германия приняла лютеранство.

Папа Павел 3 побудил императора Карла 5 идти против них и предложил ему армию.

Папа объявил войну как крестовый поход и предложил индульгенции всем, кто примет участие в этой войне.
Война продолжалась с 1546 по 1555 гг. и закончилась миром в Авсбурге,
где лютеране выиграли законное признание религии.

Название "протестант".
Собор в Спире в 1529 года, где Рима - католики были в большинстве, постановил,
что католики могут учить свою религию в католических государствах, в Германии.
Против этого лютеранские принцы выступили с формальным протестом,
и с этого времени они стали называться "протестантами".

Название вначале относилось к лютеранам,
а сейчас к тем, кто протестует против формальных христианских вероисповеданий,
отступивших от учения Библии.

Протестантами теперь называются все евангельско - христианские организации.

Швейцария - Страна исторической свободы.
Здесь началась реформа пастором Цвингли и продолжалась Кальвином,
а объединившиеся их последователи в 1549 году основали "Реформированную церковь".
Их реформы были более распространены, чем лютеранские.

Цвингли(1484-1531).
Правители Цюриха были убеждены, примерно в 1516 году, что Библия является средством для очищения церкви.
В 1525 году Цюрих официально принял учение Цвингли.
Церкви постепенно упразднили индульгенции, обедни, безбрачие, иконы, прибегая к Библии,
как единственному источнику.


Жан Кальвин (1509-64),
француз, принял учение Реформации в 1533 году.
Изгнан из Франции в 1534 году, он ушел в Женеву в 1536 году.
И там его академия стала основным центром протестантизма, привлекая к себе ученых многих стран.

Нидерланды. Там Реформацию приняли рано, сначала лютеранство, а потом кальвинизм.
Там также уже было много анабаптистов.
Между 1513 и 1531 гг. там было издано 25 различных переводов Библии:
на голландском, фламандском и французском языках.

Нидерланды были частью территории, принадлежавшей Карлу 5.
В 1522 году король установил инквизицию и приказал все лютеранские книги сжечь.
В 1525 году он запретил религиозные собрания, где читалась бы Библия.
В 1546 году запретил печатание Библии и владение ею ни на латинском языке, ни в переводах.
В 1535 году издал указ "смерть через сожжение анабаптистам".

Филипп 11(1566-1598), приемник Карла 5, переиздал указ своего отца,
и с помощью иезуитов продолжал преследование протестантов с еще большей жестокостью.
В одном приговоре инквизиции все население было осуждено на смерть,
и во время Карла 5 и Филиппа 2, больше чем 100 000 человек были убиты с невероятной жестокостью.


Некоторые были привязаны цепями к столбам вблизи огня, так что они медленно жарились до смерти;
многие были брошены в подземные тюрьмы, избитые плетями, мучимые пытками перед тем, как были сожжены.
Женщины были закопаны живыми, спрессованы в маленькие гробы и затоптаны ногами палача.

Протестанты в Нидерландах, после невыносимых страданий, в 1609 году выбрали свою независимость.
Голландия на севере стала протестантской, Бельгия на юге - римско-католической.
Голландия была первой страной, которая ввела содержание школ путем налогов,
и легализировала принципы религиозной терпимости и свободы печати.

Скандинавия. Где лютеранство было введено рано и сделано государственной религией:
в Дании в 1536 году, в Швейцарии в 1539 году, в Норвегии в 1540 году.
Сто лет спустя Густав Адольф (1611-32), король Швеции,
предложил значительную помощь для поражения папской попытки подавить протестантскую Германию.

Франция. В 1520 году учение Лютера проникло во Францию.
В 1559 году там насчитывалось около 400 000 протестантов.
Их называли "гугенотами".
Их серьезная набожность и чистая жизнь очень отличалась от скандального образа жизни католического священства.

В 1557 году папа Пий поощрял уничтожение гугенотов.
Король издал указ об устройстве резни и приказал верным подданным помогать ловить протестантов.

Резня Варфоломеевской ночи.
Екатерина Медичи, мать короля, покорное орудие папы, дала приказ,
и ночью 24 августа 1572 года 70 тысяч гугенотов, включая большинство их руководителей, были убиты.

В Риме была большая радость.
Папа и его коллегия кардиналов в торжественной процессии направились к церкви святого Марка,
и в знак благодарности Богу, приказали петь "Боже, славим мы Тебя".
Папа выдал медаль в воспоминание резни и послал кардинала в Париж,
чтобы приподнести королю и королеве-матери поздравление от папы и кардиналов.

Война Гугенотов.
После Варфоломеевской резни гугеноты объединились и вооружились для сопротивления.
И наконец, в 1598 году Нантским указом им была дарована свобода совести и вероисповедания.
Папа Климент 8 назвал этот указ Нантской терпимости "проклятием".

Но после многих лет подпольной работы иезуитов, этот указ был аннулирован в 1685 году,
и 500 000 гугенотов убежали в протестантские страны.

Французская революция.
Сто лет после этих событий, в 1789 году, была одним из страшных потрясений в истории.
Люди, в безумии против тирании правящего класса
среди которого было священство, владеющее третьей частью всей земли,
- богатые, ленивые, развратные и бессердечные к бедным
,
восстали и террором и кровопролитием устранили правительство, закрыли церкви,
провели конфискацию имущества, подавили христианство и воскресенье.
Наполеон восстановил церковь, но не имущество.
В 1802 году он предоставил терпимость всем и почти удалил политическую власть пап во всех странах.


В Богемии, в 1600 году, с населением 4 000 000 - 80% было протестантов.
Когда Габсбурги и иезуиты совершили свое дело, то осталось только 800 000 протестантов,
а остальное население стало католическим.

В Австрии и Венгрии половина населения была протестантская,
но во время Габсбургов и иезуитов они были истреблены.

В Польше, к концу 16 столетия, казалось, что католицизм был почти выметен,
но и здесь иезуиты своими преследованиями задушили Реформацию.

В Италии, стране пап Реформация начала устанавливаться,
но инквизиция была настолько успешна там, что искоренила ее.
И теперь едва ли какой-либо дух протестантизма остался в Италии.

В Испании Реформация не имела возможности распространяться, потому что там постоянно действовала инквизиция.
Любая попытка добиться свободы и независимого мышления была подавлена безжалостной рукой церкви.

Торквемада (1420-98), доминиканский монах, глава инквизиции,
на протяжении 18 лет сжег 10 200 человек и осудил на пожизненное заключение 97000 человек.

Жертвы обычно сжигались публично на площадях, и это было своего рода праздником.
С 1481 до 1808 гг. погибло не менее 100 000 мучеников, а 1 500 000 были изгнаны.
В 16 и 17 столетиях инквизиция прекратила литературную жизнь в Испании,
которая тогда очутилась почти вне круга Европейской цивилизации.
В начале Реформации Испания была одной из сильных стран в мире.

Испанская армада(1588).
Одной из черт иезуитской стратегии было найти путь к свержению протестантских стран.
Папа Григорий 12"сделал все, чтобы заставить Филиппа 2, императора и короля Испании,
пойти войной против протестантской Англии".

Сикстус 5, который стал папой в то время,
сделал это в виде крестового похода (предложил индульгенции тем, кто примет участие в походе).
В этот период Испания имела самый сильный морской флот в мире.
Но гордая армада встретила свое поражение в Ла-Манше.

"Английская победа была окончательным поворотным пунктом в борьбе между протестантизмом и католицизмом,
которая спасла не только Англию и Шотландию, но также Голландию, северную Германию, Данию,
Швецию и Норвегию для протестантизма".

Англия. Здесь сначала произошла революция, а потом реформа.
Со времени Вильяма Победителя(1066) там были повторяющиеся протесты против папского контроля в Англии
Генриха 8 (1509-47), который верил, как и его предшественники верили,
что английская церковь должна быть независимой от папы.

Его развод не был поводом, но причиной его разрыва с папой.
Генри не был святым, но также не был таковым и папа Павел III, который имел много незаконнорожденных детей.

В 1534 году, церковь в Англии окончательно отреклась от папской власти,
и приняла независимую жизнь под духовным руководством архиепископа Кантерберийского.
Томас Кранмер был архиепископом в Кентенбери, и под его руководством началась реформа.

Монастыри были отменены по причине аморальности.
Церкви в Англии получили Библии и молитвенники на английском языке,
и освободились от многих католических традиций.
Из английской церкви вышли пуритане и методисты.

Шотландия. История шотландской Реформации - это история Джона Кокса(1515-72).
Он был священником, который в 1540 году стал учить идеям Реформации.
Когда Кровавая Мария вступила на престол в 1553 году, то тогда он выехал в Женеву,
где основательно изучил учение Кальвина.

В 1559 году он был отозван в Шотландию парламентом шотландских лордов,
чтобы стать руководителем движения "Национальные Реформы".
Политическая ситуация сделала церковную реформу и национальную независимость одним движением.

Мария, королева Шотландии, вышла замуж за Франциска 2, короля Франции,
который был сыном Екатерины Медичи (известная Варфоломеевской резней протестантов).

Шотландия и Франция стали союзниками, и их престолы объединились через брак.
Франция склонилась к уничтожению протестантизма.

Филипп 2, король Испании, с другими католиками планировал убийство королевы Елизаветы,
чтобы посадить Марию, королеву Шотландии на английский трон.

Папа Пий 5 помог заговору, выдавая указ об отлучении от церкви Елизаветы,
и освобождении ее подданных от верности
(что согласно иезуитскому учению, означало, что убийца сделал бы угодное Богу дело).

Таким образом Шотландская церковь не имела возможности произвести реформы,
пока она была под французским контролем.

Джон Нокс верил, что будущее протестантства может быть только в союзе между протестантской Англией,
и протестантской Шотландией.
Он оказался замечательным руководителем.

Протестантская церковь была основана в 1560 году.
При помощи Англии, в 1567 году французы были изгнаны и католицизм потерпел поражение здесь более полное,
чем в любой стране. Джон Нокс, в основном, сделал Шотландию такой, какой она является в настоящее время.

Контрреформация.
В продолжении 50 лет Реформация охватила всю Европу:
большую часть Германии, Швейцарию, Нидерланды, Скандинавию, Англию, Шотландию, Богемию, Австрию,
Венгрию, Польшу и она продвигалась во Францию.

Это было ужасным ударом для католической церкви, которая, в свою очередь, организовала контрреформацию.
Благодаря собору в Тресте(заседавшему 18 лет, 1545-63), иезуитов и инквизиции,
некоторые социальные злоупотребления папства были устранены.
И в конце этого столетия Рим был организован для агрессивного нападения на протестантизм.

Под умелым и жестоким руководством иезуитов было восстановлено много потерянной территории для католицизма:
южная Германия, Богемия, Австрия, Венгрия, Польша, Бельгия, а также подавлена Реформация во Франции.

В продолжение ста лет, к 1689 году, контрреформация истощила свои силы.
Главные правители, которые вели папские войны, были:
Карл 5(1519-56), Испания - против германских протестантов;
Филипп 2, Испания - против Голландии и Англии;
Фердинанд 2 (1619-37), Австрия - против Богемии;
Екатерина Медичи - мать трех королей Франции:
Франциск 2(1559-60),
Карл 9(1560-74),
Генри 3(1574-89)-вели войну против французских гугенотов.

Религиозные войны.
Движение Реформации пережило 100 лет религиозных войн:
1 -война против немецких протестантов (1546-55);
2 -война против нидерландских протестантов (1566-1609);
3 -война против гугенотов во Франции (1618-48);
4 -попытка Филиппа 2 против Англии (1588);
5 -Тридцатилетняя война (1618-48).

В этих войнах были включены политическое и национальное соперничество, а также борьба за землю,
так как церковь в большинстве стран владела от одной трети до одной пятой части всех земель.
Но каждая эта война начиналась Рима - католическими королями,
подстрекаемыми папой и иезуитам с целью подавления протестантизма.

Они были агрессорами.
Протестанты только защищались.
Протестанты ни Дании, ни Германии, ни Франции не стали политическими партиями до того времени,
а только лишь после многолетних преследований.

Тридцатилетняя война (1618-48).
В Богемии и Венгрии к 1580 году протестанты были в большинстве, включая собственников земли-дворян.
Император Фердинанд 2, из дома Габсбургов, воспитан иезуитами,
и с их помощью предпринял подавление протестантизма.

Тогда протестанты объединились для зашиты.
Первый период войны (1618-29) принес победу католикам:
они имели успех в изгнании протестантов из всех католических стран.
Тогда они вознамерились обратить в католицизм протестантские королевства Германии.

Густав Адольф, король Швеции, понял что падение протестантской Германии означало бы падение Швеции,
и, возможно, это было бы концом протестантства.

Он вступил в войну, и его армия победила (1630-32).
Он спас протестантизм.
После этого война (1632-48) была главным образом борьбой между Францией и домом Габсбургов;
она закончилась победой Франции, которая после этого стала ведущей силой в Европе.
Война закончилась миром в Вестфалии в 1648 году, который установил границы между католическими государствами.

Папские преследования.
Число мучеников папских преследований превышает число ранних христианских мучеников, убитых языческим Римом.
Во время папских преследований были замучены сотни тысяч альбигойцев, вальденсов и протестантов в Германии,
Нидерландах, Богемии и других странах.

Многие извиняют пап в этих преступлениях, говоря, что это, мол, "был дух времени".
Какого времени?
И кто сделал его таким?
Только папы.
Это был их мир.
В продолжение 1000 лет они воспитывали этот мир, чтобы он был подчинен им.

Если бы папы не отняли Библию от людей, то они бы узнали и поняли больше, и тогда не было бы "духа времени".
Это не был Дух Иисуса Христа, и "наследник Христа" должен знать об этом лучше.
Преследования - это дух дьявола, который действовал именем Христа.


Протестантские преследования.
Кальвин дал согласие на смерть Серветуса.
В Голландии кальвинисты казнили одного армянина.
В Германии лютеране убили несколько анабаптистов.
В Англии протестант Эдвард 6 в течение 6 лет, казнил двух католиков.

В то время как католическая Мария в течение последующих 5 лет сожгла 282 протестанта.
А Елизавета, на протяжении 45 лет казнила 187 католиков, большинство из них за измену, а не за ересь.
В Массачусетс в 1659 году три квакера были повешены пуританами, а в 1692 году 20 были казнены за волшебство.

Католики замучили многие миллионы.
Нужно отметить, что в то время когда Реформация боролась за религиозную свободу,
протестанты не спешили воздавать другим тем, чего они не желали себе.

В протестантских странах преследования прекратились в 1700 году.

Протестантизм и его вероисповедания.
Протестантское движение было попыткой западной церкви освободиться от власти Рима,
и получить право каждому человеку служить Богу согласно его совести.

Правда, многие протестанты, отступая от католицизма и борясь за свободу, пошли разными путями к этой цели.
Некоторые группы даже частично переняли методы католиков.
Теперь это движение, которое продолжается уже около 400 лет, очень выросло и улучшилось.

Замечен теперь дух единства и более ясного понимания христианства.
Протестантская церковь, хотя далека от совершенства и несмотря на ее разные разветвления,
все-таки сегодня она, без всякого сомнения, представляет самую чистую форму христианства в мире,
и, по-видимому, самую непорочную церковь,
известную во все периоды истории со времени первых трех столетий.

В общем, во всем мире нет более благородных людей, чем протестантские проповедники.

Государственные церкви.
Повсюду, где победил протестантизм, возникли государственные церкви:
лютеранская - в Германии, епископальная - в Англии, пресвитерианская - в Шотландии и т.д.

Служение проводится на родном языке страны,
в противоположность общего употребления латыни в католических церквах.
Неизбежно, где церковь получила свободу от папы, там начинается процесс самоочищения.

Соединенные Штаты.
Были колонизированы в 1607 году английскими пуританами - Вирджиния,
в 1615 году датскими реформированными колонистами - Нью-Йорк,
в 1620 году пуританами -Массачусетс,
в 1634 году английскими католиками - Балтимор,
которые получили право заселения этой территории под условием, что они дадут свободу всем религиям,
в 1639 году баптистами - Род Айленд, под руководством Роджера Вильямса,
который первый дал неограниченную свободу всем религиям в колонии,
в 1681 году квакерами - Пенсильвания, которые переселились в Америку в поисках религиозной свободы.

Таким образом, Америка начала свое существование на принципах религиозной терпимости для всех
и полного отделения церкви от государства.
Это те принципы, которые теперь распространяются на все правительства мира.
В последние годы много стран, даже католических, издали декреты об отделении церкви от государства.

Будущее протестантского движения.
Оно будет зависеть от его отношения к Библии,
а также от отношения к традиционной форме христианства, которую мы унаследовали со священным текстом,
источником божественного знания, не подверженным испорченности,
из которого теперь церковь может научиться отличать раннее христианство от всех последующих прибавлений,
и, таким образом, продолжать труд сохранения церкви в чистоте до полного завершения дела,
к которому она призвана.

Библейский справочник Геллея.


Обширное движение в западном христианстве, начатое в XVI в.,
распространившееся по всему миру и продолжающееся до сих пор.

Выступив против авторитаризма и традиционализма Римско-Католической Церкви во Имя евангельской правды,
оно поставило вопрос, что считать истинным христианством и как вновь создать в условиях современного мира
подлинную святую Церковь, имея образцы первоапостольских общин в Священном Писании. 

Лютеранство
и кальвинизм в континентальной Европе и англиканство в Британии,
стали первыми достижениями протестантства,
но общая неудовлетворенность его результатами постоянно приводила к появлению новых реформационных движений
- пуританства, пресвитерианства, методистов, баптистов, пятидесятников и др.

Основные принципы:

1) поклонение единому трансцендентному Богу осуществляется в духе полного доверия к Нему и самоотдачи в вере,
и не должно затемняться почитанием Папы и традиционными формами благочестия,
созданными людьми и питающими их горделивое чувство самоутверждения;

2) протестант не пытается сам себя сделать христианином,
и не вверяет дело своего спасения авторитетам или традициям;
он все силы отдает на обретение твердой уверенности в спасении,
обретение лично как дар Божий по Его избранию и благодаря крестной жертве Христа,
а не по своим достоинствам или заслугам святых, не в силу принадлежности к традиции;

3) Слово Божие, данное в Библии, а не магистерий и не учительное слово иерархии,
принимается протестантом с полным доверием, он должен понимать подлинный смысл Слова и осуществлять в жизни;

4) соединять духовный опыт веры со всеми средствами свободного исследования Писания,
чтобы понять его истинный смысл;

5) Церковь - народ Божий, созванный словом Евангелия из числа избранных свыше,
в ней совершаются основные таинства - крещение и трапеза Господня;

6) существует священство всех верующих, всех принявших крещение;
пасторы и проповедники не имеют особого духовного статуса в народе Божием,
не являются посредниками между Богом и другими членами общины, а наделены лишь особыми функциями;

7) все призвания - одинаково священны, нет различия между мирянином, монахом и пастором,
нет "христианства по профессии", нет нужды в особых монашеских орденах, в послушании иерархии и пр.;

8) в этике - строгая нравственность в личной, семейной и общественной жизни,
деловая ответственность, независимость и предприимчивость в труде во славу Божию и во исполнение Его планов;

9) сохранение открытости к дальнейшим реформам провозглашается как принцип,
жизнеспособности самого протестантства и условие успешности его миссии в мире,
поскольку ни одна из христианских традиций, в том числе и созданные реформационными движениями,
не может быть признана как осуществившая евангельский идеал.

Оппоненты протестантства настаивают, что оно недопустимо пренебрежительно отнеслось к Св. Преданию,
апостольскому преемству, значению Церкви в личном спасении, иерархическому началу в Церкви и тому,
что Св. Писание - книга в руках Церкви,
поэтому для понимания его смысла недостаточно одного только индивидуального духовного опыта.

Л.И.Василенко.