Иконы, изображения


"Поклонение образам... было одним из тех извращений христианства,
которое украдкой, почти незаметно проникло в церковь.

Это извращение - в отличие от других подобных ересей - развивалось исподволь,
ибо в противном случае оно встретило бы решительное осуждение и отпор.

Но оно появилось под благовидным предлогом,
и все связанные с ним обычаи формировались настолько медленно и постепенно,
что церковь погрузилась в глубь самого настоящего идолопоклонства,
не только не встречая сколько-нибудь успешного сопротивления,
но и почти не сталкиваясь с решительными протестами:
и когда в конце концов была предпринята попытка искоренить это зло,
то оказалось, что оно пустило очень глубокие корни и справиться с ним невозможно...

Его истоки следует искать в склонности человеческого сердца к идолопоклонству вообще
и в предрасположенности служить твари вместо Творца ...

Сначала образы и картины появились в храмах не для того, чтобы им молились,
- они заменяли собой книги для неграмотных людей, не умевших читать,
или же побуждали к молитве неверующих.

Сомнительно, что они отвечали этой цели; но даже если допустить,
что какое-то время они служили именно для этого, этим дело не ограничилось,
и вскоре оказалось, что картины и образы, появившиеся в храмах, скорее затемняли,
чем просвещали умы невежд;

они скорее способствовали формированию примитивного сознания молящихся,
чем возвышали и облагораживали их.

Первоначально предназначавшиеся для того, чтобы направить мысли человека к Богу,
они в конце концов отвратили людей от Бога и побудили их поклоняться сотворенному".
(Дж. Мендхэм. VII Вселенский и II Никейский собор. Введение, с. III-VI).

Протоколы заседаний и решений II Никейского собора 787 г.,
созванного с целью законодательного закрепления иконопочитания,
вы можете найти в книгах:


1. Бароний. Церковные анналы, том 9. с. 391-407;
2. Дж. Мендхэм. VII Вселенский и II Никейский собор;
3. Эд. Стиллингфлит. В защиту проповеди против идолопоклонства в Римско-католической церкви;
4. Избранные сочинения Никейских и постникейских отцов, 2-я серия, том 14, с. 521-587;
5. Чарльз Дж. Хефеле. История церковных соборов на основании подлинных документов,
книга 18, глава 1, разд. 332, 333; глава 2, разд. 345-352, 1896, том 5, с. 260-304, 342-372.

В средневековье торговцы чудесами,
устраивали ежедневные цирковые представления из "сверхъестественных проявлений".

Относительно таких известных повсюду чудес нельзя было сомневаться,
как и относительно того,
что, когда кто-то жертвовал слишком большую сумму,
с иконы девы Марии стекали слезы!

Многочисленные святые, поклонение которым идет сегодня во многих христианских конфессиях,
так-же в корне противоречат учению Христа (1-Тим.2.5; Деян.4.12.),
и уходят своими корнями в Египет.

Именно из этой страны,
ее далекого языческого прошлого берут начало многие христианские святые.
Приведем всего лишь два примера.

Так, в древнеегипетской мифологии одно из видных мест занимал великий змей Апопи,
выступающий как противник бога-солнца Ра.
Постепенно Апопи становится в египетской религиозной литературе
как бы собирательным образом врагов солнца.
Это он является постоянным объектом заклятий солярных гимнов и магических ритуалов...

Понятно поэтому, что образ солнца - победоносного воина, сначала пешего, а позднее всадника,
впоследствии в сильнейшей степени повлиял и мифологически,
и иконографически на создание в христианском Египте многочисленных культов святых всадников-победоносцев:
Сисинния, Фиваммона, Феодора и др.".

"Образ святого Христофора Псеглавца,
безусловно, не мог сложиться без влияния египетских представлений о боге Анубисе".
В православных церквях имелись иконы святого Христофора с собачьей головой.

В московском старообрядческом храме Покрова до сих пор висит такая икона.
В житии Христофора рассказывается, что он был очень красив и соблазнял женщин.
По его просьбе Бог заменил ему голову головой пса.

В действительности икона святого Христофора с собачьей головой,
срисована с изображения египетского бога Анубиса.

Это понятие стало сегодня для многих неотъемлемой частью понятия христианства, несмотря на то,
что иконы являются грубейшим попранием Божьего закона.


"Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ;
ибо дух блуда ввел их в заблуждение,
и, блудодействуя, они отступили от Бога своего" (Ос.4.12.);

"Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день,
когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня,
дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний,
изображений какого-либо кумира,
представляющих мужчину или женщину..." (Втор.4.15-16.);

"Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев:
они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их,
- говоря дереву: "ты мой отец", и камню: "ты родил меня";
ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице;
а во время бедствия своего будут говорить: "встань и спаси нас!" (Иер.2.26-27.).


Против их создания Господь многократно предостерегал людей:
"...называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку,
и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся..." (Рим.1.22-23.).

Но помимо этого и само понятие икон уходит в язычество, в язычество страны фараонов.
"Если всмотреться в христианское искусство ранних веков,
то многое в нем становится понятным именно в контексте египетской символики...

Да и сам принцип построения пространства в иконе - отсутствие линейной перспективы,
изображение строений как бы в плане и т. д. - восходит к египетской.
Иконы и картины в поклонении использовались все шире,
по мере того как больше и больше варваров входило в Церковь.
Иконы и картины материализовали невидимую реальность Бога для поклонявшихся,
к тому же они служили украшением церкви.

Отцы Церкви пытались объяснить различия между почитанием икон и почитанием,
которое было частью литургии — поклонением Богу,
однако им не удавалось провести здесь четкую границу, и сомнительно,
что в результате на долю икон не приходилось тех почестей,
которые должны были воздаваться Богу.

Иконоборческие разногласия в Византийской Церкви в VIII и IX веках привели к ожесточенным спорам.
В 726 году Лев III, император Византии, запретил опускаться на колени перед картинами или иконами,
а в 730 году приказал вынести из церкви все предметы, за исключением крестов, и уничтожить их,
для того чтобы ограничить власть монахов и противостоять обвинениям мусульман в идолопоклонстве.

Это попытка начать духовное пробуждение среди мирян в Византийской Церкви
вызвала в равной степени сопротивление со стороны мирян и со стороны монашеского духовенства.

На Западе папа и даже император Карл Великий выступили в защиту видимых символов Божественной реальности.
Вмешательство Запада в дела Церкви на Востоке увеличило антагонизм между двумя районами.
Церковь на Западе продолжала использовать картины и статуи в поклонении,
Церковь на Востоке, однако, в конечном счете отказалась от статуй, но продолжала использовать иконы,
представлявшие обычно изображение Христа, которое должно было вызывать почитание, но не поклонение.
Поклонения заслуживал один лишь Бог.

В определенном смысле завершающим эпизодом христологической полемики стали споры об использовании икон.
В ранней церкви против использования образов как будто не было возражений
- катакомбы и другие места богослужений украшались рисунками с изображением причащения,
крещения и различных библейских сцен.

Позднее, когда империя приняла христианство,
некоторые ведущие епископы начали высказывать по этому поводу озабоченность,
полагая, что иконы могут привести людей, которых все больше приходило в церковь, к идолопоклонству,
и выступили не против икон самих по себе, а против злоупотребления ими как объектами поклонения.

В VIII веке византийские императоры начали принимать меры против иконопочитания,
а в 754 году Константин V созвал собор,
запретивший использование икон и осудивший тех, кто выступал в их защиту.

Причины этого решения не вполне ясны.
Безусловно, определенную роль сыграла близость ислама с его строгим запретом телесных изображений.
Кроме того, императоры, по-видимому, стремились ограничить авторитет монахов,
которые почти единодушно выступали в поддержку икон.
Как бы там ни было, вскоре вся империя разделилась на "иконокластов" (иконоборцев)
и "иконодулов" (сторонников почитания икон).

Преследования закончились только в 842 году, после смерти императора Феофила,
последнего великого иконоборца.

11 марта 843 года иконы были официально освящены и вновь установлены во всех Восточных Православных церквах.
На сегодняшний день так называемая "неделя Православия" (торжество над ересью иконоборчества)
уже в течение более тысячи лет празднуется в Восточной церкви по всему миру.

Конечно, можно сказать, что и икона, и египетские росписи просто следуют некой изначальной,
постигнутой в откровении всеми народами традиции священного искусства.
Однако техника иконы также зародилась в Египте.

Исконному белому левкасу под красочным слоем соответствует у египтян слой тонкого известкового грунта;
те же минеральные красители входят в состав красок;
так же последовательно используется локальный (однородный в пределах красочного поля) цвет...

Возникновение иконы церковная археология издавна связывает с египетскими фаюмскими портретами
начала новой эры,
которые в конце XIX века были найдены в оазисе Файюм (Эль-Файюм) в Египте.

Египтяне тогда упростили погребальный обряд,
заменив прежние саркофаги дощечками с портретом усопшего
- несколько идеализированным изображением человека,
который уже стал сопричастен вечности.

Для египетской традиции характерны плоскостность, графичность живописи, условность образов.
Сходство с ними ликов, изображенных на иконах, очевидно".

"К данным религиозно-литературного характера следует добавить очень яркий факт иконографического порядка.
В Коптском музее в Каире хранится икона с изображением двух святых с головами египетского бога Анубиса
(Mina Togo. Le Martyre d'ara Epima. La Caire, 1937, стр. 25).

Из Египта эти пережитки перешли в Византию
(Saintyves P.Saint Christophe successeur d'Anners, d'Hermes et d'Heracles.Paris, 1936).

Приведенные здесь факты не оставляют места для скептицизма в вопросе о влиянии древнего Египта
на "Египет христианский".