(от лат. occult - тайный, сокровенный)
- совокупность эзотерических доктрин и связанных с ними видов паранормальной практики,
опирающихся на тайные знания глубинных сил природы,
потаенных связей человека с разными "параллельными планами бытия" или иными мирами.
Это также знания иерархий космических духов.

Овладение ими, настаивают его сторонники, значительно расширит возможности человека влиять на ход событий.
В мировых религиях к оккультизму относятся настороженно:

1) из-за безосновательных религиозных притязаний многих представителей оккультизма и

2) жажды власти над миром вместо смирения перед Высшим.

Неразумно заниматься "опровержением" оккультных знаний с позиций религиозной веры,
но следует настаивать, что вопросами смысла бытия оккультизм, как и наука, не занимается.

Христианских мыслителей поражает в оккультизме безблагодатность его знаний и практики, отсутствие света Божия,
неискупленность человека, безличность понимания человека, разлагаемого на многоплановые слои,
отсутствие ясного понимания высшего назначения, во имя которого нужна сама эта деятельность по большому счету.

"Точно оккультный путь существует для пасынков Божиих, не любимых Богом.
И нет конца темным коридорам и темным лестницам",
- писал Н.Бердяев с некоторой надеждой на возможное в будущем просветление оккультизма.

Единственной заслугой оккультизма считают его постижение внутренней глубины тварного мира,
которого так не хватает научно-рационалистической культуре.
Отсюда и усилившееся к концу ХХ в. стремление наводить новые
и восстанавливать старые мосты между наукой и оккультизмом.

Л.И. Василенко


Увлечение оккультными науками в наше время, похоже, приобретает размер стихийного бедствия.
Когда в обществе наблюдается духовный вакуум, люди, неосознанно стремящиеся к истине,
пытаются чем-то заполнить духовную пустоту.
Появляется нездоровый интерес к потустороннему и таинственному,
тревожный знак снижения культурного уровня в обществе.

Основное значение слова оккультный: - скрытый, тайный.
В религиозной терминологии этим словом обозначается целый ряд духовных явлений.
Вкратце можно сказать, что оккультными считаются следующие религиозные занятия:

1.Спиритизм.
Вера людей в то, что можно общаться с умершими через медиума и получать таким образом послания из мира духов.

2.Ясновидение.
Вера в то, что определенные люди обладают экстрасенсорными способностями,
и могут видеть недоступное нашим пяти органам чувств.

3.Гадание, предсказание судьбы.
Способность якобы предсказывать будущее, гадая по руке, на картах таро и прочих магических предметах.

4.Астрология.
Вера в то, что будущее можно предсказать, изучая расположение солнца, луны, звезд и планет.
Гороскопы печатают в газетах, передают по радио и телевидению.

5.Магия.
Магами (колдунами) называют себя люди, которые умеют, по их словам,
управлять невидимыми потусторонними силами.

Библия запрещает занятия оккультными науками:

 Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь,
прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых.
Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это,
и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего (Втор. 18:10-12).

 Дела плоти известны; они суть:
прелюбодеяние,
блуд,
нечистота,
непотребство,
идолослужение,
волшебство,
вражда,
ссоры,
зависть,
гнев,
распри,
разногласия,
(соблазны),
ереси,
ненависть,
убийства,
пьянство,
бесчинство и тому подобное;

предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5:19-21).

 Бог прогневался на Саула за то, что тот просил совета у волшебницы:
Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом,
за то, что не соблюл слова Господня, и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа.
За то Он и умертвил его, и передал царство Давиду, сыну Иессееву (1Пар.10:13-14).

 Откровение Иоанна Богослова 21:8 осуждает тех, кто занимается колдовством.
Произнося приговор Вавилону в Книге пророка Исаии 47:11-15,
Господь перечисляет разные оккультные занятия его жителей.

Писание свидетельствует, что любое знание,
которое ведет к отрицанию всезнающего, всемогущего и любящего Бога,
не приносит человеку блага.
А потому его следует отвергнуть.


Написано...

...Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
Ибо люди будут самолюбивы,
сребролюбивы,
горды,
надменны,
злоречивы,
родителям непокорны,
неблагодарны,
нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
предатели,
наглы,
напыщенны,
более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.

Таковых удаляйся.

Как Ианний и Иамврий противились Моисею,
так и сии противятся истине, люди развращенные умом, невежды в вере.

    А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен;
притом же ты из детства знаешь священные писания,
которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления,
для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек,
ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:1-5,8,14-17).

Билли Грэм



Предсказание, прорицательство, гадание.

В древности люди, способные таинственным образом предсказывать грядущее, часто занимали должности царских советников. Предсказатели жили при дворе фараона (Быт 41:8) и вавил. царя (Дан 2:27; 4:4).
Вместе с чародеями и халдеями (звездочетами) (Дан 2:2) они наблюдали за различными знамениями
и истолковывали сны (Зах 10:2).

Были известны разные виды прорицательства:

гадание на чаше (Быт 44:5),
по печени убитого животного,
по стрелам (Иез 21:26 и след.),
по жезлу (Ос 4:12).

Прорицательство имело разные формы.
Одной из наиболее распространнённой было вопрошение мертвых
Лев 20:27; Втор 18:11; 4Цар 21:6; 23:24 и др.;
евр. слово ов означает не столько "предсказание",
сколько "дух мертвых"
.

"Волшебники" также принадлежат к прорицателям (Лев 19:31; Втор 18:11).
Из Ветхого Завета неизвестно, что предсказатель слышал за криками птиц.
Евр. слово нахаш означает "искать знамений".
Оно переводится в Септуагинте как "заклинание змей",
в то время как Вульгата говорит о "наблюдении за полетом и криками птиц".

Гаданием считалось и обращение к языческому оракулу [евр. кэсэм; Втор 18:10; 1Цар 28:8; 4Цар 17:17].
Валаам в Нав 13:22 назван "прорицателем".
Народу Израиля было строжайше запрещено всякое прорицательство и гадание (Лев 19:26,31; 20:6,27; Втор 18:10-12),
поскольку это не что иное, как проявление идолопоклонства и недостатка доверия к провидению Божииму.

Бог не хочет, чтобы человек спрашивал у прорицателей совета или пытался узнать у них о будущем,
вместо того чтобы обратиться к своему Богу и придерживаться Его слова (Ис 8:19).

Израильтяне не соблюдали эту заповедь Божью,
а наряду с идолослужением занимались всякого рода прорицательством (4Цар 17:17; 21:6).

Об Иисусе Навине (4Цар 23:24) и Сауле (1Цар 28:3) с похвалой говорится,
что они очистили землю от всяческих гадателей (см., однако, 1Цар 28:6-20).
Это означало суровый приговор лжепророческим речам,
которые Бог называет предвещением лжи (Иез 13:6; ср. Иер 14:14), ложью пред Богом (Иез 22:28).
Господь предостерегает этих людей от предсказаний (Иер 27:9; 29:8)
и когда-нибудь навсегда заставит их замолчать (Ис 44:25; Иез 13:23; Мих 3:6 и след.).

В Новом Завете также говорится о лжепророках, пророчество которых происходит не по велению Христа (Мф 7:22),
и об одержимости бесовским "духом прорицательным" (Деян 16:16).

И сегодня существуют прорицатели и прорицательницы,
которые с помощью демонических сил могут верно предсказывать будущее человека.

Но люди, которые прибегают к услугам таких предсказателей, попадают в сатанинские путы и,
все более погрязая в грехе, становятся невосприимчивыми к Божественной истине и часто уже не имеют ни воли,
ни возможности отрешиться от дьявола.

Нередко дело доходит до душевных расстройств, поскольку намерение бесов состоит в том,
чтобы через ворожбу подвергать людей душевным страданиям и предавать их власти сатаны.

Освобождение от этих дьявольских оков (Одержимость) возможно только через покаяние,
однозначный отказ от сатаны и помощь опытного служителя,
который приказывает дьяволу отступить от человека (Мф 10:8; Мк 16:17; Деян 16:18).

Христиане в такой ситуации должны оказать пострадавшему поддержку.

Библейский словарь Брокгауза.