Спасение



Все высказывания о Спасении или о блаженстве в Новом Завете (далее НЗ) относятся к Иисусу Христу
и Царству Божииму, которое явлено в личности Христа и Его деяниях,
и грядет в полноте в Его Втором пришествии (Лк 1:69; Деян 4:12; 16:17; Еф 1:13; Флп 1:19; 1Пет 1:5).

Спасение и блаженство в НЗ - понятия тождественные;
в переводе М.Лютера "блаженство" больше связано с прощением, оправданием и освобождением от вечного суда,
в то время как слово "спасение" чаще употребляется при описании жизни в новом Божиим Царстве:

1) словом "Спасение" обозначается совершенное благое деяние Иисуса Христа.
В словах и деяниях Христа, особенно в Его смерти и воскресении,
осуществились великие ветхозаветные обетования (2Кор 1:20):

сатана лишился своей власти (Ин 12:31; 16:11),
грехи прощены (Еф 1:7),
далекие от Бога приблизились к Нему (Еф 2:13),
человек был освобожден от власти греха (Ин 8:36; Рим 1:24; 6:14; 8:2).

Приход Иисуса Христа ознаменовал собой начало нового времени - времени Спасения (Гал 4:4 и след.).
Наступил решающий поворот в свящ. истории, началась новая эра,
в которой Бог, как Спаситель и Царь, творит все заново (Рим 3:21 и след.).
Произошел коренной переворот, в результате которого мы навсегда избавлены от власти тьмы
и введены в Царство Сына Божьего (Кол 1:13; ср. Рим 6:15 и след.).

Своей жизнью, страданиями, смертью и воскресением
Иисус Христос исполнил Божью волю к Спасению грешников (Ин 19:30; Флп 2:8)
и приобрел для погибающего мира спасительную благодать (Рим 1:16; Гал 1:4; Еф 2:5; 1Фес 5:9);

2)Словом "Спасение" обозначается так-же и непрерывно совершающееся деяние Иисуса Христа,
которое происходит в период между Его вознесением и Вторым пришествием
и которое превращает это время в "день спасения" (2Кор 6:2).

Воскресший Господь и ныне действует в мире (Ин 15:16; Еф 4:4-6),
Словом и Духом защищая и поддерживая Свою Церковь (Ин 10:27 и след.),
избранную из всех народов (Мф 28:18 и след.) ко Спасению (1Пет 1:5).

Через Своих посланников Он распространяет Благую Весть по всему миру (Рим 10:17 и след.).
Творя чудеса, храня и защищая людей, руководя ими, исцеляя и освобождая их,
а также наказывая и осуждая, Христос подтверждает Свою царскую, Божественную власть.
Так Он готовит мир ко дню Своего Второго пришествия.

Иисус Христос постоянно творит вечное Спасение человека от смерти и проклятия.

3) Наконец, словом "Спасение" определяется полнота Царства Божьего на земле (Откр 7:10; 12:10; 19:1).
Дарованная в Иисусе новая реальность уже наступила, но полноту она обретет лишь в будущем (Рим 13:11).
Вечное Спасение, дарованное нам через Христа и в Нем пребывающее, мы можем познать в вере,
и когда-нибудь мы приобщимся к Спасению, увидев Бога "как Он есть" (1Ин 3:2).

Мы будем избавлены от последнего Суда, ибо наши имена записаны в Книге жизни (Откр 20:12).
Нас ожидает "искупление тела нашего" (Рим 8:23),
преображение его (1Ин 3:2),
встреча с Иисусом "лицом к лицу" (1Ин 3:2; ср. 1Кор 13:12),
последняя, окончательная победа Иисуса над всеми Его врагами (Откр 21),
вечное блаженство без слез, без боли и смерти.

Полное Божье Спасение наступит, когда все враги будут повержены (Откр 20:10,14)
и честь будет воздаваться единому Богу (Откр 19:6 и след.),
Которому принадлежат "царство, сила и слава вовеки".

Библейский словарь Брокгауза


Идея спасения (греч σωζω и производные) выражается на евр. языке совокупностью корней,
относящихся к тому же основному опыту:
быть спасенным - значит быть вызволенным из опасности, грозившей гибелью.

Акт спасения, соответственно виду опасности, относится к защите, освобождению, искуплению,
спасительному исцелению, к победе, к выкупу, к жизни, к миру...

Исходя именно из подобного человеческого опыта и пользуясь теми же терминами, выражающими его,
откровение объяснило один из самых существенных видов дела Божия на земле:
Бог спасает людей, Христос - наш Спаситель (Лк 2.11).

Евангелие приносит Спасение каждому верующему (Рим 1.16).
Но его конечному смыслу предшествует медленный процесс развития.

I.СПАСЕНИЕ БОЖИЕ В ИСТОРИИ И ЭСХАТОЛОГИИ.


Представление о Боге, спасающем верующих в Него, свойственно всем религиям.
В Ветхом Завете (далее ВЗ) это тема обычная и весьма древняя,
что показывают такие собственные имена, как, напр., Иисус, Исаия, Елисей, Осия,
происходящие от главного корня "иаша" со значением спасать.

Но исторический опыт народа Божия придает этой теме особую окраску,
отчасти объясняющую ее употребление в пророческой эсхатологии.

1. Исторический опыт.
- Когда Израиль находился в критическом положении и Бог его спасал
посредством стечения провиденциальных обстоятельств, которые иногда доходили до Чуда,
- или же посылая ему вождя, который приводил к победе, то Израиль испытывал "спасение Божие".

Классический пример тому - осада Иерусалима Сеннахиримом:
царь Ассирийский отрицает, что Яхве может спасти Израиля (4 Цар 18.30-35);
Исаия обещает Спасение (19.34; 20.6), и, действительно, Бог спасает Свой народ.

Историки находят в прошлом многочисленные примеры такого рода.
Бог спасал Давида (т.е. давал ему победу), куда бы он ни шел (2 Цар 8.6,14; 23.10,12).
Через Давида Он спасал Свой народ от его врагов (2 Цар 3.18),
как Он уже это делал через Саула (1 Цар 11.13),
Самуила (1 Цар 7.8),
Самсона (Суд 13.5),
Гедеона (Суд 6.14),
всех Судей (Суд 2.16,18).

И в особенности во время Исхода Он спас Израиля,
выкупив его и освободив (Исх 14.13; см Ис 63.8 сл; Пс 105.8,10,21).

Обратившись к прошлому, еще более отдаленному, чем этот основной опыт,
можно видеть, как Он спас сыновей Иакова через посредничество Иосифа (Быт 45.5),
спас жизнь Лоту (Прем 10.6),
спас Ноя во время потопа (Прем 10.4; см Быт 7.23 ...).

Следовательно, можно понять, что при каждой непосредственной опасности Израиль обращался к Яхве,
"чтобы спастись" (Иер 4.14),
и жаловался, если чаемое Спасение не приходило (Иер 8.20).
Он знал, что, кроме Бога, нет спасителя (Ис 43.11; см 47.15; Ос 13.4).
И вспоминая прежние Спасение, Израиль, взывая к Богу,
часто именовал Его Спасителем (см Ис 63.8; 1 Макк 4.30).

Однако в самой его истории неоднократно проявляется провиденциальный закон,
последствия которого должны сказаться в эсхатологическом плане:
среди опасностей, навлеченных человеческим грехом, только Остаток спасется (как Ной во время потопа).
Спасение не осуществляется без Суда Божия и отделения праведных от грешников.

2.Эсхатологические обещания.
- Во время больших национальных испытаний Израиль обращался с особым упованием к Богу,
дабы Он спас его (см Мих 7.7).
Имя Спасителя стало Его наименованием в пророческой эсхатологии
(Соф 3.17; Ис 33.22; 43.3; 45.15,21; 60.16; Вар 4.22).

Предсказания, относящиеся к последним временам, описывают различным образом конечное Спасение Израиля.
Яхве, говорит Иеремия, спасет Свой народ, вернув его в землю егои послав ему Царя Мессию.

Яхве, говорит Иезекииль, спасет Своих овец, приведя их на тучное пастбище,
Он освободит Свой народ "от всех нечистот" даром Духа Своего.

Весть Утешения и близкие к ней писания постоянно говорят о Боге, Который придет спасти Свой народ (Ис 35.4):
не только Израиль, но и "все концы земли".
Спасение - это главное дело Его победной правдыи, чтобы ее осуществить, Он пошлет Своего Раба.

Оттого сочетание слов "правда" и "спасение" становится постепенно привычным обозначением
Его эсхатологического дела, обещанного и заранее с восторгом приветствуемого.
Но в еще большей мере, чем в истории Израиля, опыт этого Спасение обнаружится в некоем Остатке
(Ам 3.12; 5.15; 9.8; Ис 10.20 сл; 28.5);
прежде чем оно придет, суд Божий совершится на земле.

Со времени Вавилонского Плена тексты, живописующие День Яхве, воспевают радость Спасения (Ис 12.2; 25.9),
дарованного всем, кто призывает Имя Божие (Иоил 3.5), всем, кто вписан в Его Книгу (Дан 12.1).

Александрийские мудрецы описывают Спасение праведных в последний день (Прем 5.2).
Так, идея Спасения обогащается постепенно как бы целой гаммой обертонов.
Она связана с царством Бога и является синонимом мира и счастья (Ис 52.7),
очищения (Иез 36.29) и освобождения (Иер 31.7).

Человеческий Совершитель этого Спасения, эсхатологический Царь,
заслуживает также имени Спасителя (Зах 9.9 LXX), ибо спасет угнетенных (Пс 71.4,13).

Все эти разнообразные пророчества непосредственно подготовляют Новый Завет.

II.СПАСЕНИЕ БОЖИЕ В МОЛИТВЕ ИЗРАИЛЯ

При такой предпосылке исторического опыта и пророчеств
в молитве Израиля отводится очень важное место теме Спасения.

1. Достоверность веры.
- Спасение есть дар Божий.
Это основная достоверность, для подкрепления которой можно опираться на опыт завоеваний (Пс 43.4,7 сл).
Самонадеянная уверенность (доверие) в человеческих силах тщетна (Пс 32.16-19):
Спасение праведных приходит от Яхве (Пс 36.39 сл);
Он Сам - Спасение (Пс 26.1; 34.3; 61.7).

Такое учение подкрепляется богатым опытом.
Сколько людей, при грозящей им опасности, были спасены Богом,
когда они взывали к Нему (Пс 106. 13,19,28; см 21.6)!
Много молитвенных благодарений Богу свидетельствуют о подобных случаях (ср Пс 117.14):
молитвы людей, избавленных от опасности (Пс 17.20),
от испытаний (Сир 51.11),
от угрозы смерти (Пс 115.6).

Позднейшие писания часто рассказывают о таких фактах, как трое отроков,
спасенных от огня (Дан 3.28 = LXX 3.95),
Даниил во львином рве (6.28), потому что Бог всегда спасает надеющихся на Него (13.60).

Каждому Своему служителю Он обеспечивает Спасение (Пс 90. 14 слл),
как Он обещал Своему народу (Пс 68.36) и Своему Помазаннику (Пс 19.7).
В псалмах перечислены все те, кого Бог обычно спасал, когда они Его призывали:
праведники (33.16,19),
нищие, бедные: (33.7; 108.31),
угнетенные (смиренные: 17.28; 75.10; 149.4),
гонимые (54.17),
правые сердцем (7.11),
сокрушенные сердцем и смиренные духом (33.19),
малые сии (114.6)
и вообще все боящиеся Его (144.19).
Все это укрепляет доверие и побуждает к молитве.

2. Призыв к Богу-Спасителю.
- Те, кто молят Бога, обращаются к Нему, называя Его Спасителем (Сир 51.1),
"Спасителем безнадежных" (Иф 9.11), или Богом Спасения (Пс 50.16; 78.9).

Их молитва заключается в двух словах:
"Спаси, Яхве"! (Пс 117.25),
или "Спаси меня, и спасен буду" (Иер 17.14).
Затем в тексте обычно говорится об определенных обстоятельствах, подобных тем,
в которых может находиться всякий:
испытания и скорби (Пс 85.2),
надвинувшаяся смертельная опасность (68.2,15),
вражеское гонение (21.22; 30.12,16; 42,1; 58,2).

И Сам Яхве иногда отвечает на моление пророчеством о Спасение (Пс 11.2,6).
Переходя грань индивидуальной молитвы, душа Израиля взывает об эсхатологическом Спасение,
обещанном пророками (см Пс 13.7; 79.3 сл, 8.20):
"Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов"! (Пс 105.47).

И в этом случае бывает, что Яхве отвечает пророчеством (Пс 84.5,8,10).
И столь велико влияние вести Утешения, что некоторые псалмы заранее воспевают явление Спасения,
обещанного этой вестью (Пс 95.2; 97.1 слл),
тогда как другие псалмы выражают надежду на эту радость Спасения (Пс 50.14).

Из всех этих текстов явствует, что душа Израиля, и преддверия Нового Завета (далее НЗ),
устремлена к тому Спасению, которое вскоре принесет миру Христос.

III.ОТКРОВЕНИЕ СПАСЕНИЯ

1.Иисус - Спаситель людей.
а) Прежде всего Иисус проявляет Себя Спасителем знаменательными деяниями.
Он спасает больных, исцеляя их (Мф 9.21 п; Мк 3.4; 5.23; 6.56),
Он спасает Петра, идущего по водам, и учеников, застигнутых бурей (Мф 8.25; 14.30).

Самое главное - веровать в Него, именно вера спасает больных (Лк 8.48; 17.19; 18.42),
ученикам же ставится в упрек их маловерие (Мф 8.26; 14.31).
Все это уже показывает, в чем состоит домостроительство Спасения.

Однако нужно духовным взором проникать дальше телесного Спасения.
Спасение, приносимое Иисусом, гораздо более значительно:
грешница спасена, потому что Он отпускает ей грехи (Лк 7.48 слл),
и в дом раскаявшегося Закхея тоже входит Спасение (19.9).

Следовательно, для того чтобы спастись, нужно с верою принять Благую Весть о Царстве (см 8.12).
Спасение есть цель жизни Самого Иисуса:
Он пришел на землю, чтобы "не погублять души человеческие, а спасать" (9.56; 19.10),
не для того, "чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был" (Ин 3.17; 12.47).

Он обращает Свое Слово к людям, чтобы они спаслись (5.34).
Он - та дверь, входя через которую каждый спасен будет (10.9).

б) Слова эти доказывают, что Спасение людей есть дело самое главное.
Грех навлекает на них опасность гибели, Сатана всегда близко, он готов на все, чтобы погубить их
и воспрепятствовать их Спасению (Лк 8.12).

Они - заблудшие овцы (Лк 15.4,7),
но Иисус был послан именно к ним (Мф 15.24),
они не погибнут, если возвратятся в стадо (Ин 10.28; см 6.39; 17.12; 18.9).

В предлагаемом Христом Спасение есть и другая сторона:
того, кто им не воспользуется, ожидает неминуемая и бесповоротная гибель.
Кто не желает своей гибели, должен вовремя покаяться (Лк 13.3,5);
тот, кто хочет быть среди спасенных, должен войти сквозь тесные врата (Лк 13.23 сл).
И с этого пути нельзя сходить до самого конца его (Мф 24.13).

Требование отрешения таково, что ученики спрашивают:
"Так кто же может спастись?"
Действительно, это было бы невозможно для людей без помощи ВсемогущегоБога (Мф 19.25.).
И наконец, Спасение, предлагаемое Иисусом, является нам в виде парадокса:
"Сберегший душу свою потеряет ее;
а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее" (Мф 10.39; Лк 9.24; Ин 12.25).

Таков закон и Сам Иисус ему покоряется:
Он, спасавший других, не спасает Самого Себя в час крестной смерти (Мк 15.30 сл).
Конечно, Отец мог бы Его спасти от смерти (Евр 5.7),
но именно для этого часа Иисус и пришел на землю (Ин 12.27).
Следовательно, тот, кто будет искать Спасение в вере в Него, должен будет следовать за Ним до конца.

2. Евангелие спасения.
а) После Воскресения и Пятидесятницы цель проповеди апостольской общины
- осуществление Спасения согласно Писаниям.

Через Свое Воскресение Иисус поставлен Богом "Начальником и Спасителем" (Деян 5.31; см 13.23).
Чудеса, творимые Апостолами, подтверждают возвещаемое ими:
если немощные исцеляются Именем Иисуса Христа, то это потому,
что "нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись".

Оттого Евангелие определяется как "Слово спасения" (13.26; см 11.14),
обращенное сначала к Иудеям (13.26), а затем и к другим народам (13.47; 28.28).
В ответ люди призываются к вере, "чтобы спастись от рода сего развращенного" (2.40).

Первое условие Спасения - вера в Господа Иисуса (16.30 сл; см Мк 16.16),
призывание Имени Его (2.21; см Иоил 3.5).
В этом отношении Иудеи и язычники находятся в одинаковом положении.
Они не могут спастись сами, их спасает благодать Господа Иисуса (15.11).
Следовательно, Апостолы приносят людям единственный путь Спасения (16.17).
Обращенные это вполне сознают и считают себя тем Остатком, который должен быть спасен (2.47).

б) Такое значение темы Спасения в первоначальной христианской проповеди объясняет,
почему евангелисты Мф. и Лк. считали нужным подчеркнуть,
начиная с рассказа о детстве Иисуса, Его будущую роль Спасителя.
Мф. связывает эту роль с именем Иисуса, которое означает "Яхве спасает" (Мф 1.21).
Лк. именует Его Спасителем (Лк 2.11).
Устами Захарии он восхваляет грядущую зарю Спасения, обещанного пророками (1.69,71,77),
и устами Симеона - Его явление на земле, открывающее перспективу Спасения всех народов (2.30).

Наконец, проповедь Иоанна Крестителя, согласно Писаниям, приготовляет путь Господу:
"да... узрит всякая плоть спасение Божие" (3.2-6; см Ис40.3 слл; 52.10).
Воспоминания, сохранившиеся в дальнейшем повествовании Евангелий, явно показывают это проявление Спасения,
которое достигает своего апогея в смерти на кресте и воскресении.

ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ.

Хотя для описания искупительного дела Иисуса апостольские писания пользуются различными выражениями,
попытаемся построить синтез христианского учения вокруг идеи Спасения.

1. Смысл жизни Христа. - Бог "хочет, чтобы все люди спаслись" (1 Тим 2.4; см 4.10).
Поэтому Он и послал Своего "Сына Спасителем миру" (1 Ин 4.14).

Когда на земле явился "Бог и Спаситель наш" (Тит 2.13),
пришедший спасти грешников (1 Тим 1.15),
тогда явились и благодать и любовь Бога, нашего Спасителя (Тит 2.11; 3.4),
потому что Своей смертью и воскресением Христос стал для нас "виновником спасения вечного" (Евр 5.9),
главой и спасителем Тела, которое есть Церковь (Еф 5.23).

Евангелие, передающее все это, является " силой Божьей, ко спасению всякому верующему" (Рим 1.16).
Возвещая его, апостол преследует единую цель, а именно - Спасение людей (1 Кор 9.22; 10.33; 1 Тим 1.15).

2. Смысл христианской жизни. - После того как апостольским словом Благая Весть была передана людям,
перед ними стал выбор, определяющий их судьбу:
Спасение или гибель (2 Фес 2.10; 2 Кор 2.15),
жизнь или смерть.

Те, кто верует и исповедует Христа - спасены (Рим 10.9 сл,13).
Их вера к тому же запечатлена принятием крещения, которое является подлинным опытом Спасение (1 Петр 3.21).
Бог спасает их не по делам их, а только по Своей милости (2 Тим 1.9; Тит 3.5),
благодатью (Еф 2.5,8), даруя им Духа Св. (2 Фес 2.13; Тит 3.5 сл; Еф 1.13).

С этого времени христианин должен верно хранить Слово, которое может спасти его душу (Иак 1.21),
он должен укреплять свою веру познанием Писания (2 Тим 3.15) и животворить ее добрыми делами (Иак 2.14);
он должен стараться "со страхом и трепетом совершать свое Спасение" (Флп 2.12).

Все это предполагает постоянное упражнение в спасительных добродетелях (1 Фес 5.8),
благодаря чему христианин "возрастает во Спасение" (1 Петр 2.2).
Никакая небрежность не должна быть допущена;

Спасение обретается в каждый момент жизни (Евр 2.3):
"вот, теперь день Спасения" (2 Кор 6.2).
Его ещё называют "Рождением Свыше".

3. Ожидание вечного спасения. - Если мы являемся "наследниками Спасения" (Евр 1.14)
и вполне " оправдываемся верой" (Рим 5.1), то, тем не менее, Спасение наше пока только в надежде (Рим 8.24).
Бог "определил нас к получению Спасения" (1 Фес 5.9), но дело идет о наследстве,
которое откроется только в последнее время (1 Петр 1.5).

Жизнь христианина должна быть исполнена усилий,
т. к. с каждым днем мы приближаемся к этому наследству (Рим 13.11).
Следовательно, наше Спасение, в прямом смысле этого слова,
должно быть рассматриваемо в эсхатологическом аспекте Дня Господня (1 Кор 3.13 слл; 5.5).

И тогда, уже примиренные с Богом смертью Сына Его и оправданные Его Кровью,
мы будем Им спасены от Гнева (Рим 5.9 слл).
Христос явится, чтобы дать нам Спасение (Евр 9.28).

Итак, мы ожидаем этого последнего явления Спасителя, Который завершит Свое дело,
преобразив тело наше (Флп 3. 20 сл), и в этом наша надежда на Спасение (Рим 8.23 слл).

Тогда мы будем спасены от болезни, от страдания и смерти.
Всякое зло, об избавлении от которого молились псалмопевцы и которое Иисус на земле побеждал чудесами,
будет окончательно уничтожено.

Осуществление такого дела будет совершенной победой Бога и Христа.
Имея в виду именно это, литургические восклицания Откр. свидетельствуют:
"Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!" (Откр 7.10; 12.10; 19.1).


Евангельский Словарь Библейского богословия.