Брак



(Как противостоять искушению, исходящему от неверующего супруга):

Представьте себе ситуацию: один из супругов христианин, а другой неверующий.
Естественно, возникают ситуации, когда христианина вынуждают сделать нечто противное Писанию,
но считающееся нормой в миру.
Естественно, христианин сопротивляется, и разгорается семейная ссора.

Библия говорит, что супруги должны любить и уважать друг друга (Еф. 5:22, 28).
Ни один из них не имеет права заставлять другого делать что-то противное Библии или вызывающее угрызения совести.
Если один из супругов неверующий, а потому не желает жить по библейским принципам, то при разрешении споров и конфликтов нужна особая деликатность и мудрость.

Билли Грэм отмечает: Семейное счастье невозможно без Иисуса Христа.
В Библии написано, что Христос пришел в мир, чтобы разрушить козни дьявола.
Христова власть над дьяволом может стать достоянием любого христианина, разрушитель домашнего очага обратится в бегство силой Иисуса Христа.


Написано...

...Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5:29).

...Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову,
житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие...
Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям...
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом,
оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.
Наконец (будьте) все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры...
Господа Бога святите в сердцах ваших;
будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением:
имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев,
были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе (1 Пет. 3:1,2,5,7,8,15,16).

...То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу,
очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр. 9:14).

(Как привести супруга или супругу ко Христу)

Однажды Христос поразил учеников Своим парадоксальным высказыванием:
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч;
ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человеку домашние его
(Мф. 10:34-36).
Именно в браке становится видно, как дорога цена веры во Христа, особенно если один из супругов верующий, а другой нет.
Жизнь в такой семье становится безмерно сложной: интересы, цели супругов расходятся.
Главным смыслом жизни верующего супруга становится обращение ко Христу неверующего, но тут нужно быть предельно тактичным, потому что в данном случае цель никак не оправдывает средства.
Многие браки заканчиваются разводами именно потому, что верующий супруг, исполненный христианского рвения и невнимательный к супругу неверующему, начинает рьяно ему благовествовать.

Написано...

...Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему (Иак. 1:5).

...Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Иак. 3:17).

...Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову,
житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа,
что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3:1-4).

...Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4:6-7).

Билли Грэм



I: 1) В соответствии с общественными и правовыми нормами, Брак подразумевал постоянный союз между мужчиной и женщиной, ознаменованный телесной и духовной общностью.
Из рассказа о сотворении человека следует, что смысл и цель Брака состоять в совместной жизни, в общем труде и взаимопомощи (Быт 2:18,20,23; Притч 5:18; Мф 19:4-6).

Согл. Быт 1:27., Бог учредил этот союз мужчины и женщины также и для рождения потомства.
Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о заповеди, но и о благословении.

2) При всем разнообразии форм брачных союзов, встречающихся в Ветхом Завете (далее-ВЗ),
в евр. Библии нет четкого понятия Брак.
Как в исторических повествованиях, так и в предписаниях закона здесь говорится о практической стороне Брака:
о заключении брачных союзов, об обстоятельствах, препятствующих заключению Брака, и т.п.

Брак в ВЗ можно, пожалуй, сравнить с заветом, который Бог заключил со Своим народом ( Ос 2; Мал 2:14).
Установление института Брака делает детей социально защищенными,
создает условия для семейной жизни и упорядочивает быт народа.
Отмеченное выше сходство с заветом проявляется в том, что при заключении Брака человек делает выбор
и принимает на себя определенные обязательства, что способствует организации и сплочению человеческого общества.

Библия считает, что одной из задач Брака является искоренение блуда (1Кор 7:2).
Важную роль в Браке играют дети, прежде всего сыновья (Пс 126:4.).
Рождение детей - это Божье благословение,
не получить этот дар - значит быть наказанным и несчастным (Быт 30:1;1Цар 1:6 .).

3) Несмотря на то, что в Быт 1 и 2 явно подразумевается моногамный Брак, т.е. союз одного мужчины с одной женщиной,
в израильском обществе долгое время царила полигамия
(в отличие, напр., от Вавилонии, которая уже примерно к 2100 г. до Р.Х. знала лишь моногамные браки).

Многоженцами были не только Ламех (Быт 4:23),
но и праотцы Авраам и Иаков, а также израильские цари - вплоть до периода Новый Завет.
Из Втор 21:15-17 ясно, что о Браке мужчины с несколькими женщинами говорится в Законе, хотя, с другой стороны,
уже в писаниях пророков встречаются высказывания против полигамных Браков.
Новый Завет явно высказывается в пользу моногамии.

II: 1) Вступление в Брак начиналось с того момента,
как отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (Быт 34:4; 38:6; Суд 14:2);
в редких случаях предложение о Браке могло исходить от отца невесты.
Иногда жених сватался сам (Исх 22:16.),
но случалось, что отец жениха или сам жених направляли сватов с таким поручением к родителям невесты (Быт 24:4.).

Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого Брака
слова "были в тягость" в Быт 26:35,
где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей
.

Бывало, что будущие супруги знакомились во время совместной работы (Исх 2:16; Руфь 2:7;).

Воин мог получить жену в качестве военного трофея (Суд 5:30; 21:19;).

Жених или его отец должен был заплатить отцу невесты выкуп деньгами,
скотом или оказать ему воен. или проч. помощь ( Быт 34:11; Нав 15:16; Суд 1:12; 1Цар 17:25; 18:25).
Из текста Исх 20:17 видно, что жена практически причислялась к имуществу мужа,
однако предположение, что израильтяне покупали жен, было бы неверным.

Заключенный брачный договор (упоминание о письм. договоре содержится только в Книге Товита)
означал обручение девушки, после чего она поступала под опеку мужа;
с этого момента он становился ее господином [евр. баал],
которому она была обязана хранить верность (Втор 22:23-27).

В Быт 24:58 у Ревекки, которая не была знакома с будущим мужем, спрашивают ее согласия на Брак;
лишь став женой Исаака, она смогла завоевать его любовь (Быт 24:67).

С момента обручения жених получает право сразу или по прошествии определённого времени взять обрученную в свой дом.

2) СВАДЬБА начиналась с того, что жених, наряженный матерью, с венцом на голове, шел навстречу невесте
(Песн 3:11; Ис 61:10) в сопровождении друзей и, вероятно, музыкантов (Суд 14:11).

Вечером первого свадебного дня подруги выводили невесту навстречу жениху,
постепенно к этой процессии присоединялись и другие люди (Пс 44:15;).
В честь торжества зажигали факелы и светильники ( Мф 25:1;). На свадьбу приглашали множество гостей (Ин 2:2).
Брачный пир мог продолжаться до семи дней и сопровождался застольем,
пением, танцами, играми и загадыванием загадок (Быт 29:27; Суд 14:12).

Невесту приводили к жениху под покрывалом (Быт 24:65).
От отца она получала приданое (Нав 15:19) - скот или земельные угодья.
В знак того, что жених принял невесту в свое владение, он простирал над ней полу своей одежды,
показывая тем самым, что берет на себя обязательство заботиться о жене и защищать ее (Руфь 3:9).

3) Многоженство (полигамия), отчасти порождаемое стремлением иметь больше детей,
практически являлось и признаком богатства (см. 2Цар 5:13; 3Цар 11:1-8).
Мужчина мог иметь несколько равноправных жен либо одну жену и несколько наложниц;
последние могли быть рабынями.
В Быт 16; 21; 29:30; 30:1 ; говорится о том, какие трудности возникали в Браке,
если муж предпочитал одну из жен, а также из-за ревности и раздоров.

III: 1) средний возраст вступавших в Брак израильтян составлял 18 лет.
По мнению раввинов, девушка могла вступать в брак по достижении 12 лет,
юноша - 13 лет, что объясняется ранним половым созреванием в юж. странах.

Во времена патриархов выбор жены совершался в собственном роду или племени (Быт 24; Суд 14:3).
Дочерям, наследовавшим родовой удел, позднее было запрещено выходить замуж за пределами колена,
к которому они принадлежали (Чис 36:5-12),
поскольку удел должен был переходить по наследству только в этом колене.

Закон запрещал Брак между родственниками по восходящей и нисходящей линиям,
а также по первой боковой линии и между родственниками супругов (Лев 18:7-17; 20:11; 2Цар 16:21).
Запрещались и Брак между сводными или приемными братьями и сестрами (Лев 18:9; Быт 20:12),
а также Брак одного мужчины с двумя сестрами (Лев 18:18).

В ранний период израильской истории не возникало сложностей,
когда израильтяне брали в жены иноплеменниц
(Быт 41:45 - Иосиф; Исх 2:21; Чис 12:1 - Моисей; также Суд 14:1; 2Цар 11:3),
причем эти женщины, естественно, принимали веру мужей.
Позднее Брак с женщинами из других племен,
а также с язычницами запрещались из-за опасности отпадения от Бога (см. Втор 7:1-4; 20:16; 21:10; Езд 9).

Показателен в этом отношении пример царя Соломона (3Цар 11:1-11),
который под влиянием своих иноплеменных жен отошел от веры в единого Бога.

2) Особые установления действовали в отношении Брака СВЯЩЕННИКОВ.
Так, первосвященник мог иметь лишь одну жену, причем жениться ему следовало только на израильтянке,
и только на девице (Лев 21:14);
ни один священник не имел права жениться на вдове, отверженной, опороченной женщине или на блуднице.

3) У израильтян был известен и БРАК ДЕВЕРЯ (левиратный Брак), цель которого - не допустить вымирания рода.
Если мужчина умирал бездетным, то его брат должен был жениться на жене своего умершего брата
для "восстановления семени" (Быт 38:8; Втор 25:5-10).
Первый сын от этого союза носил имя умершего и считался его наследником.
Во всех прочих случаях женитьба на собственной невестке была запрещена (Лев 18:16; 20:21).

IV. Поскольку в Браке учитывались прежде всего интересы мужчины, который мог иметь нескольких жен,
то ясно, что мужчины пользовались значительно большей свободой, чем женщины.

1) Состоя в Браке, муж не должен был прелюбодействовать.
ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕМ считалась половая связь с замужней или с обручённой с другим мужчиной женщиной
(Исх 20:17; Лев 20:10).
Оно воспринималось как преступное посягательство на собственность другого мужчины
в Исх 20:17 в перечне того, чего праведный человек не должен желать из имущества ближнего своего,
жена занимает место в одном ряду с домом, рабом, рабыней, волом и ослом;
несколько иначе сказано о жене во Втор 5:21,
где ей в аналогичном перечне отведено самостоят. место
.

Если о таком прелюбодеянии становилось известно, смертная казнь через побиение камнями грозила как мужчине,
так и женщине (Втор 22:22 .).
Если же замеченная в прелюбодеянии женщина была рабыней,
то мужчина отделывался принесением жертвы повинности (Лев 19:20-22).

Если мужчина вступал в половую связь с незамужней и необрученной девушкой, он обязан был жениться на ней,
уплатив выкуп за невесту даже в том случае, если уже был женат;
развестись с ней он не мог ни при каких обстоятельствах (Исх 22:16; Втор 22:28;).

Смертная казнь через побиение камнями настигала обрученную девушку только в том случае,
если она, находясь в многолюдном месте, напр., в городе,
не звала на помощь при попытке посягнуть на ее честь (Втор 22:23;).

Столь строгие установления были призваны предотвратить распадение браков.
Насколько широко было распространено прелюбодеяние,
можно судить по таким местам Библии, как Притч 2:16-19; 6:24-35; 7:5-27;

2) о привилегиях мужчины свидетельствует и ПРИНОШЕНИЕ РЕВНОВАНИЯ (ПРИНОШЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ),
которого мог потребовать муж, если у него возникали малейшие, даже безосновательные, подозрения
относительно поведения своей жены.
В этом случае муж приносил священнику определённую меру муки,
а жена должна была выпить горькую, наводящую проклятие воду, в которую были смыты написанные на свитке проклятия.
Если жена была виновна в супружеской измене, то это проклятие должно было поразить ее, и она становилась бесплодной.
Если же она была чиста, проклятие не могло коснуться ее.
Мужчина подобному испытанию не подвергался (Чис 5:11-31);

3) РАЗВОД также являлся исключительной прерогативой мужчины.
В соответствии с Втор 24:1, он имел право развестись с женой, если находил в ней "что-нибудь противное".
Это установление допускает множество толкований.
Если первоначально оно, вероятно, действовало только в случае неблагонравного поведения,
то ко времени проповеди Иисуса законоучители были готовы предоставить мужчине право развода с женой,
если она вызывала хотя бы малейшее его неудовольствие.
В этом случае муж должен был дать ей разводное письмо (см. Ис 50:1),
с которым женщина могла вернуться в родительский дом (Лев 22:13) и снова выйти замуж.

Правда, первый муж не мог вновь взять ее к себе,
даже если ее второй муж умирал или если она вновь получала развод (Втор 24:4).
Только соблазнив незамужнюю девицу, мужчина не имел права развестись с ней, как и в том случае,
если муж после женитьбы несправедливо обвинил свою жену в том,
что она не была девственницей до свадьбы (Втор 22:13-19).

V: 1) Уже пророки (см. Мал 2:15) боролись не только с вероломными нарушениями установления о разводе,
но и выступали против разводов вообще
Мал 2:16: "Я ненавижу развод, говорит Господь",
- так говорится в переводе М.Лютера и в ряде современных переводов.

Евр. текст здесь не совсем ясен и может вызывать двоякое толкование,
однако, расторжение Брака с иноплеменными женами при Ездре и Неемии: Езд 10; Неем 13:23;
.
Они считали моногамный Брак единственно возможной в нравственном отношении формой брачного союза
(см. Ис 54:5; Ос 2:19;).

В Новом Завете Господь совершенно отвергает развод,
поясняя, что он был допущен только по жестокосердию народа (Мф 19:3; Мк 10:2-12).
В результате свободной практики разводов в новозаветные времена женщина была полностью отдана во власть мужчины.

Иисус категорически запретил развод.
В Новом Завете отрицается право мужа на расторжение брака, и даже вожделеющий взгляд в сторону другой женщины осуждается как прелюбодеяние (Мф 5:27 .).
Иисус говорит, что развод толкает к прелюбодеянию.
Единственным исключением, дающим право на развод, Он признает "вину прелюбодеяния" (Мф 19:9).
Об этом упоминается только в названном стихе.
Однако женщина, совершившая прелюбодеяние, была прощена Иисусом (Ин 8:2-11; Втор 22:24).

2) Для Павла Брак также означает обязательство безусловной верности (1Кор 7:10 .).
Прелюбодеяние, будучи грехом, препятствует человеку наследовать Царство Божие (1Кор 6:9,11; 1Фес 4:3; Евр 13:4).
В частности, Павел хотя и высказывает пожелание, чтобы все люди, как и он, оставались безбрачными,
но все же считает, что каждый должен следовать дарованию, данному ему Богом (1Кор 7:7;).

Здесь вновь возникает тема отказа от Брак во имя Царства Божьего (1Кор 7:32;).
В особые времена и в особых обстоятельствах безбрачие позволяет человеку стать более свободным для служения Господу,
о чем уже говорилось в Лк 18:29 .
Главным же остается послушание в вере, чему супружество не должно мешать (см. Лк 14:20;).

Павел также отвергает развод для членов церкви.
Если же развод все же произошел, новое бракосочетание после расторжения Брака невозможно,
разве что возвращение к прежнему супругу (1Кор 7:10 .).
Если один из супругов оказывается неверующим,
то для христиан это не может служить причиной для развода (1Кор 7:13;);
если неверующий расторгает Брак, то христианин не связан обязательством сохранять узы Брака.

Из этого становится ясно, что отношение человека ко Христу вовсе не препятствует его супружеским отношениям,
однако по своей значимости превосходит их ( Лк 14:26; Еф 5:22; Кол 3:18;).
Мы также находим здесь требование к супругам подчиняться друг другу (Еф 5:21),
причем это особенно относится к женам.

С другой стороны, перед Богом исчезают все человеческие различия (1Кор 11:11; Гал 3:28; Кол 3:11).
Это стирание различий между теми, кто "во Христе" (см. Кол 3:10; Гал 3:27;),
происходит по мере исчезновения ветхого человека и облечения в нового.
Все эти разграничения полностью устраняются только "во Христе Иисусе" (Гал 3:28).
Наше пребывание "во Христе", наше спасение, не может не влиять на нашу практическую жизнь,
наоборот, оно все больше должно сказываться на ней (Кол 3:10).

В отношении епископов, диаконов и пресвитеров действует установление "муж одной жены" (1Тим 3:2,12; Тит 1:6);
к вдовам, призванным к служению в церкви, выдвигается требование, чтобы каждая была "женою одного мужа" (1Тим 5:9).
Все это невозможно толковать иначе, как допущение лишь одного брака.
Такое требование Павел выдвигает, исходя из той обстановки, в которой, несмотря на общепризнанность единобрачия,
разводы совершались все же часто и произвольно, так же как имели место прелюбодеяние и блуд (1Кор 6:9).

VI. Из сказанного выше становится ясно, почему Библия использует понятие Брака как метафору
для обозначения отношений между Богом и Его народом.
Здесь предполагается единобрачие (Ис 54:5; 62:5; Иер 2:2; 3; Ос 2:19;),
что, в свою очередь, не может не иметь знаменательного значения для человечества.

В Еф 5:32 Брак как таинство сравнивается с отношением Христа к Его Церкви.
И поскольку в Библии много раз говорится об избрании одного народа и об обязательствах,
принятых на Себя Богом по отношению к этому народу,
то и человек должен принять в отношении своего избранника только одно решение - раз и навсегда.


Так "Брак" применительно к отношениям между Богом и Его народом
- а обручение в этом смысле можно приравнять к Браку (Ос 2:20) - олицетворяет верность Господа,
Его готовность сохранять союз даже вопреки человеческой неверности.
Бог взывает к Своему народу, стремится привести его в Свой дом. Он готов восстановить нарушенный союз.

Соответственно, отпадение от Бога, поклонение чуждым богам и идолам сравнивается с прелюбодеянием
(Иер 3:6; 5:7; 13:25; Иез 16; Ос 2:4;).
Это же сравнение используется и в Новом Завете, когда о неверующих,
неверных и отпавших говорится как о "роде лукавом и прелюбодейном" (см. Мф 12:39; Мк 8:38; Откр 2:22).

Радость соединения Бога с Его народом, выражается в (Откр 19:7; 21:2; 22:17 и др.),
изображается под влиянием представлений о свадебном торжестве,
поскольку именно с ним израильтяне связывали понятие величайшего ликования.

Библейский словарь Брокгауза.