Свобода



Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.(2-Кор.3.17.)
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти,
но любовью служите друг другу. (Гал.5.13.)
Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков. (1-Кор.7.23.)


1) С этим представлением связано отрицание полной детерминированности человеческого сознания
и утверждение подлинности чувства свободы в человеке. Определить ее философски невозможно.

Различают ее виды: осознанную необходимость, свободу выбора и самореализации, гражданские свободы,
свободу мысли и совести, свободу исполнять свой долг, свободу в истине, свободу жить согласно призванию.

"Отождествлять свободу со свободой выбора - заблуждение" (Г.Марсель).
Левые круги постоянно насаждали и продолжают насаждать представление о свободе,
как об устранении нравственных принципов и религиозной веры.
Для христианства это неприемлемо,
но оно может вести конструктивный диалог со светской культурой в русле понимания свободы
как права и возможности жить и действовать в согласии с достоинством человека,
с истиной, ради полнокровности человеческой жизни.

2) Христианские мыслители различают свободу, присущую природе человека и не утраченную им после грехопадения,
и свободу, достигаемую им при обращении к Богу
и в духовных усилиях по осуществлению Его воли и реализации в жизни Его замысла,
а также благодатную "свободу во Христе".

Существует свобода как условие духовной жизни, но есть и свобода как плод духовных усилий.
Истинная свобода - когда "правое дело совершается с радостью" (Августин),
когда человек действительно может следовать Слову Божию, следовать за Христом.
Для достижения высшей свободы необходимо искупление человека.

3) В русской философии Н. Бердяев защищал идеи первичности и принципиальной неопределимости человеческой свободы:
"Свобода привела меня ко Христу и я не знаю других путей ко Христу, кроме свободы";
"свобода есть внутренняя творческая энергия человека", она нетварна,
коренится в Безосновном, в Бездне (Ungrund'е Я.Бёме).

Свобода, считал он, по-настоящему обретается лишь в творческой самореализации личности,
а христианство - религия свободы, ибо сам Бог призывает человека стать свободным.
Но свобода во Христе и свобода по Бердяеву - это разные вещи,
подлинная свобода - благодатный дар в ответ на наши усилия в познании истины
и в христианском подвижничестве.


Л.И. Василенко



I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ.


Дать определение Свободе, можно исходя из ее противоположности.
Раб, как и пленный, не может распоряжаться собой - ни своим временем, ни своими поступками,
- им распоряжаются другие.
Следовательно, быть свободным - значит не быть рабом, никому не подчиняться и ни от кого не зависеть.

Свобода - это особое отличие, которое дается либо от рождения,
либо приобретается заслугами (так было, например, у римлян). В странах греко-римской культуры,
Свобода являлась неотъемлемым правом каждого гражданина, отличавшим его от представителей низших социальных слоев
и порабощённых народов, которые гражданами не считались.

Некоторые философы, например стоики и киники (циники), придавали понятию Свобода особое значение.
Их наивысшей целью было достижение абсолютной независимости, освобождение даже от страха смерти.
Однако лишь немногие, как, например, Диоген и Сократ, действительно достигли состояния полного душевного спокойствия
и внутренней уравновешенности, т.е. обрели ту самую Свободу, которую провозгласили своей философией.

II. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ


Согласно Библии, освобождение от греха делает человека свободным для служения Богу (Рим 6:7,18,20, 22; 7:6).

А. ВНЕШНЯЯ СВОБОДА

1) лишь немногие страницы истории Израиля рассказывают о днях независимости.
Гораздо чаще народ находился под гнетом чужеземных правителей.
В эти тяжелые времена евреи мечтали о Свободе (Пс 13:7),
особенно это касается периода вавилонского плена (Пс 125:1; 136:1 и след.).

Народ Ветхого Завета (далее ВЗ) воспринимал Свободу как великий дар Божий,
о котором можно и нужно просить Дарителя всех благ.
Отношение израильтян к рабам и пришельцам свидетельствовало о том, сколь высоко они ценили Свободу.
Рабы-евреи не должны были оставаться рабами в течение всей жизни (Иер 34:9;).
Если Бог лишал человека или народ Свободы, значит вершился суд Божий (Втор 28:58 и след.);

2) Иисус не осуждает стремления к Свободе, Он отвергает лишь насильственное достижение ее.
Иисус не отвергает и обостренное чувство Свободы, заставлявшее смотреть на римлян как на поработителей.
Он предостерегает от переоценки земной Свободы в ущерб истинной Свободе,
даруемой Им Самим (Ин 8:31 и след.; ср. 1Кор 7:22).

Хотя Благая Весть провозглашает принципы, необходимые для создания такого государственного устройства,
при котором, на основании всеобщего подобия Богу, каждый может быть свободным,
тем не менее Новый Завет (далее НЗ) отражает весьма реалистичный взгляд на отношения между рабами
и свободными людьми (см. Флм).

Поскольку, в ожидании скорого Второго пришествия, социальные вопросы представлялись малозначительными,
то и вопрос о реальной форме государственного устройства,
более всего соответствующей библейскому представлению о человеке, является в НЗ второстепенным.

Центральное место занимает вопрос об отношениях между Богом и человеком, т.е. о свободе от греха и спасении.
Из этого, однако, не следует, что человек, живя на земле, не должен добиваться справедливости в общественных отношениях.

Б. СВОБОДА БОГА
Свобода - сущность Бога.
Он - Тот, Кто совершает все "по изволению воли Своей" (Еф 1:11).
Творя или спасая, Бог совершенно свободен (ср. Рим 9:14 и след.).
Люди заблуждаются, полагая, будто обетования Иисуса, относящиеся к молитве,
дают им возможность манипулировать Богом;
нельзя заставить Бога исполнять чью-то волю.

Человек не может и не должен посягать на Свободу Божьего волеизъявления и Божьих деяний.

В. СВОБОДА ВЫБОРА
Сотворив человека по Своему образу и подобию (Быт 1:27), Бог наделил его свободной волей.
В результате грехопадения (Быт 3:1 и след.) человек, преступив назначенные ему Богом границы (Быт 2:16 и след.),
не обрел Свободы (Быт 3:5), а утратил ее.
И теперь он мог принимать самостоятельные решения только в вопросах внешней жизни.

Эта область отношений, ограничена "чистым разумом", довольно обширна.
Здесь можно достичь "разумного" гражданского порядка и внешней справедливости (ср. с антич. философией).
Но человек не может обратиться от греха, опираясь исключительно на свои собственные силы,
не может изменить свое сердце и свою сущность, так как он отчужден от познания Божьих дел и Божьей воли
(Быт 6:5; 8:21; Ин 3:6; 1Кор 2:14; Еф 4:18; 5:8) и живет по воле князя тьмы,
вследствие чего подлежит Божииму суду (Еф 2:2 и след.).

Только Единый Бог - может обращать сердца, "оживотворять мертвых по преступлениям"
("природный" же человек должен умереть, Рим 6:4; Еф 2:5).
Только призыв Бога возвращает человеку Свободу,
которая позволяет ему проявить послушание и снова обратиться к Богу (Ин 1:11 и след.).

Человеку необходимо откликнуться на Божий призыв, "производящий хотение и действие" (Флп 2:12 и след.).
В соответствии с этим следует понимать и другие места Библии,
где звучит призыв к человеческой воле (Исх 20:2 и след.; Нав 24:14; Иез 18:31; Деян 2:40; 2Кор 5:20)
и выражается неприятие человеческой несвободы.

Человек постоянно сохраняет Свободу воспротивиться Богу, остаться глухим к слову Божииму,
встать на сторону князя тьмы и тем самым избрать Божье проклятие (Мф 23:37).
Бог наказывает таких людей и спрашивает с них за их неверные решения.

Г. СВОБОДА ОТ ГРЕХОВНОГО ПЛЕНА
Грех - это рабство, плен (Ин 8:34).
Совершив грехопадение, человечество стало несвободным.
Трагизм положения заключается в том, что большинство людей не подозревает,
что в то время как они считают себя свободными, они на самом деле порабощены грехом и смерть их неизбежна.

Кто, подобно блудному сыну, вовремя очнется от сна и предаст себя в руки Единственного Освободителя и Помощника,
кто, пройдя путь блудного сына, примет решение, раскается и исповедует грехи,
тот возвратится в отчий дом, обретя через веру Свободу и радость.

Это - путь к Свободе, путь к Тому, Кто дарует Свободу (Ин 8:36).
Иисус - Победитель греха, смерти и дьявола (Кол 2:15; Евр 4:15 и след.).
Всех, кто следует за Ним, Он "призывает к свободе" (Гал 5:13), которую Он дарует.

Обретшие Свободу стали рабами Божьими (Рим 6:18).
Достижение этого нового состояния связано с изменениями отношений между людьми (Гал 3:28).
Окончательную Свободу человек обретет после смерти, покинув царство князя тьмы (Ин 14:30).

Д. СВОБОДА ОТ ЗАКОНА
Христос освобождает людей не только от грехов против Закона, но и от самого Закона.
Кто живет "во Христе" (Рим 8:1), тот живет не по карающему Закону, а по милующему (Рим 10:4).
Ученики Иисуса более не подчиняются Закону (Гал 2:19).
Рабы Закона стали свободными детьми Божьими (Гал 4:6 и след.),
которые не должны позволить снова взвалить на себя бремя грехов и рабства.

Если же они сделают подобное, то заново подчинятся "детоводительству закона" (Гал 3:24)
и принизят роль Иисуса, представив Его вторым Моисеем, установившим вместо древнего закона новый (Гал 5:1).
Свобода от Закона, однако, не означает отмены Божьих заповедей.
Заповеди Божьи остаются в силе, поскольку были дарованы человеку еще до его грехопадения(Быт 1:28; 2:16 и след.).

Е. СВОБОДА ОТ ОКОВ СМЕРТИ
Христиане тоже смертны, но они умирают с уверенностью в своем будущем:
у них есть Господь, Который разрушил оковы смерти и распахнул дверь в новую жизнь (1Кор 15:55; 2Тим 1:10; Евр 2:14).
Пока мы смертны, эта Свобода, как и Свобода от греха, не является нашей неоспоримой собственностью.
За нее нужно бороться, ее нужно отстаивать, несмотря на все искушения.
Но в вечности эта Свобода, тенью которой являются земная Свобода (Кол 2:17), станет совершенной.
И "вся тварь освобождена будет от рабства" (Рим 8:21).

Библейский словарь Брокгауза.