В Библии сотни раз упоминается слово смерть.
Она враг жизни: Последний же враг
истребится смерть (1 Кор . 15:26).
Враг этот будет повержен: ... поглощена смерть
победою (1 Кор. 15:54).
Иисус Христос открыл нам новый смысл понятия смерть, так говорит Писание:
после
кончины дух верующего христианина тут же попадает к Господу.
Смерть это всего лишь
переход от земной жизни со Христом к небесной жизни с Ним.
Связь с Богом не прерывается
после смерти, а становится лишь крепче.
Апостол Павел писал, что хочет быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1:23).
Он же подтверждал, что переход из одного состояния в другое происходит
мгновенно: ...мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа (2 Кор. 5:8).
Библия говорит, что однажды мертвые во Христе воскреснут и тогда мы обретем новые
тела.
Мы не знаем точно, какие они будут.
Знаем одно: они духовные, нетленные, сияющие
славой:
И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15:49).
...Мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем.
Знаем только, что, когда
откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:2, см. также 1
Кор. 15:51-58).
Во второе пришествие Иисуса Христа умершие верующие воскреснут и тут же
воссоединятся с Ним: ...потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и
трубе Божьей, сойдет с неба,
и мертвые во Христе воскреснут прежде;
потом мы, оставшиеся
в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе,
и так
всегда с Господом будем (1 Фес. 4:16-17).
Так что и за могилой есть место надежде.
И если мы в этой только жизни надеемся на
Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15:19).
Блаженное упование христиан воссоединение живых с умершими (Тит. 2:13).
Христианам нужно учиться реально смотреть на неизбежность смерти, но и не забывать о
конечной победе.
Так не дадим же смерти застать себя врасплох!
Смерть не должна быть для
нас чем-то таинственным и пугающим, это лишь переход в то состояние,
в котором мы все
будем видеть уже не как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, а лицом к лицу (1 Кор .
13:12).
Написано...
...Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной;
Твой жезл и
Твой посох они успокаивают меня (Пс. 22:4).
...Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11:25).
...Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин. 14:1).
...В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: "Я иду приготовить
место вам".
И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и
вы были, где Я (Ин. 14:2-3).
...Но, как написано: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце
человеку,
что приготовил Бог любящим Его".
А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух
все проницает, и глубины Божий (1 Кор. 2:9-10).
...Ибо для меня жизнь Христос, и смерть приобретение (Флп. 1:21).
...Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса
Христа,
Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному
телу Его,
силою, которою Он действует и покоряет Себе все (Флп. 3:20-21).
Билли Грэм
Смерть.
Это слово имеет в Библии два значения: "состояние, наступающее по завершении земной жизни", а также "почти персонифицированная описываемая сила, которая
приводит к этому состоянию".
I. Обычно под Смертью подразумевается то мгновение, когда приходит конец жизни человека,
т.е. прекращается жизнедеятельность организма - исчезает сознание,
останавливается дыхание,
тело остывает и начинается тление (ср. 4Цар 4:31,32; Ин 11:39).
Смерть может наступить в результате болезни (4Цар 20:1; Иер 16:4; Лк 7:2; Ин
11:4),
старости (ср. Быт 25:8),
от полученных ран,
а также в результате казни, т.е. через кровопролитие (см. Быт 9:6).
Поскольку Смерть означает утрату физической жизни, то она
горька (1Цар 15:32) и мучительна (Деян 2:24).
Вместе с тем она может быть желанной не только для притесняемых и бедных (Иов 3; 6:8-13),
но и для пресытившихся жизнью (Иона 4:8).
В бедствиях последних дней истории люди станут искать Смерти (Откр 9:6), но не найдут ее.
II. Однако чаще Смерть изображается в Библии как персонифицир. богопротивная сила,
которая, будучи врагом жизни, угрожает ей, разрушает ее и в конце концов
побеждает человека,
разрывая все его связи с окружающим миром (Руфь 1:17; Пс 17:5,6).
В этом значении Смерть изображена в Откр 6:8 в виде всадника на белом коне (Преисподняя).
Со времен Адама (Рим 5:14) власть Смерти над людьми всеобща и касается всех без исключения (Пс 89:4; Еккл 3:19-10; Ис 40:6-8; Рим 5:12; 1Кор 15:22).
Человек пребывает в "тени смертной" (Мф 4:16). Смерть - следствие и плод греха, отпадения человека от Бога(Быт 2:17; Рим 5:12; 6:23).
Не соблюдая заповеди Бога и
предаваясь греху, человек попадает во власть Смерти, (Рим 6:16; 8:6; 1Кор 15:56; Евр 2:14,15; Иак 1:15).
Поскольку это обстоятельство осознавалось уже в ВЗ, то считалось,
что
прикосновение к мертвому телу оскверняет человека (см. Лев 5:2; Чис 19:11).
При этом не следует забывать, что Павел в своих пояснениях всегда говорит о Смерти
человека - образа Божьего,
но не о смерти животного, поскольку Смерть животного в отличие от Смерти человека
остается лишь явлением природы.
Бог Сам может во
исполнение Своего суда предать человека Смерти (1Цар 2:31),
"свести" его "к персти смертной" (Пс 21:16).
Но Бог не хочет Смерти человека, даже если этот человек
беззаконник (Иез 18:23).
Он в конечном итоге всегда остается врагом Смерти (ср. Ос 13:14).
Бог вырывает у Смерти ее добычу (Пс 32:19; 55:14; 67:21),
до тех пор пока окончательно
не победит и не уничтожит Смерть (Ис 25:8; 1Кор 15:26; Откр 20:14).
III. Библия делает различие между жизнью физич., временной, и жизнью вечной.
Вечная жизнь - это полное и непрерывное общение человека с Богом.
Аналогично Библия различает физическую и духовную Смерть.
И если духовная жизнь - это добро, то вечная Смерть представляет собой зло,
проклятие и гибель (Втор 30:15,19;
Притч 2:18; 8:36; 11:19; 12:28).
Духовная Смерть означает утрату общения с Богом и способности различать добро и зло (Лк 15:32; 1Тим 5:6; 1Ин 3:14),
разложение (Еф 2:1;
Кол 2:13), следствием чего является проклятие и закоснелость (ср. Мф 23:13.).
При этом людям, духовно мертвым,
может казаться, что они находятся в
нормальных отношениях с Богом (Откр 3:1).
В состоянии духовной Смерти пребывают все люди со времени отпадения от Бога;
положение изменяется тогда, когда
человек по милости Божьей оказывается спасенным для новой жизни
через возрождение (Ин 5:24).
Поэтому о верующих сказано, что они не увидят Смерти вовек (Ин 8:51),
ибо новая жизнь не может быть убита человеком (Мф 10:28).
О том, что существование человека не заканчивается физической смертью, ясно свидетельствует книга Откровения.
Неверующие подвержены "второй смерти" (Откр 2:11; 20:6), которая прекращает их существование,
а вместе с тем и возможность обращения к Богу,
и в конечном
итоге уничтожит все богопротивное на небе и на земле (Откр 20:14; 21:4,8;).
Вторая Смерть не имеет власти над верующими (Откр 20:6),
потому
что Христос, Который сначала Сам предал Свою душу Смерти (Ис 53:12; Флп 2:8),
тем самым отнял у Смерти ее власть (2Тим 1:10),
поглотил Смерть Своей победой, т.е.
упразднил ее (1Кор 15:54).
Ученики Иисуса становятся причастными к этой победе,
соединяясь с Христом через крещение в Смерть (Рим 6:3 и след.).
Так они
оказываются освобожденными от власти Смерти (Рим 8:2),
и ничто не может вырвать их из руки Господа, отделить от Его любви.
Поэтому Смерть Господа, которую Церковь
возвещает в Вечере Господней,
есть исток и начало их жизни (ср. Рим 5:10; 1Кор 11:26).
Благодаря Своей победе Христос является и Господином над Смертью (Откр
1:18),
и Смерть будет вынуждена отдать Ему всю свою добычу (Откр 20:13).
Впрочем, об этой власти Бога знал и ВЗ.
Так, текст Пс 15:10 свидетельствует, что Бог не отдаст Смерти
своих святых.
Божья власть проявляется в восхищении Еноха (Быт 5:24),
а также в том, что с момента Второго пришествия Христа живущие верующие уже не будут
умирать (1Фес 4:17).
Быть предаваемым Смерти, подобно Христу, - естественно для христианина (2Кор 4:11);
в его Смерти, как и в его жизни, возвеличивается Христос (Флп
1:20),
ибо его любовь к Христу превышает любовь к собственной жизни (Откр 12:11).
Умирая, он устремляет свой взор на небо, к Господу (Деян 7:55).
И он знает, что его
физическая Смерть не прекращает истинную жизнь,
общение с Богом (ср. Ин 8:51; 11:25 и след.).
В ВЗ также говорится, что праведный и при Смерти своей может быть утешен
надеждой (Притч 14:32).
IV. Бог ставит человека перед выбором между жизнью и смертью (Втор 30:15; Иер 21:8).
В НЗ это происходит через проповедь Евангелия,
принимая или отвергая которое
человек решает вопрос о жизни или Смерти.
Евангелие есть "для одних запах смертоносный на смерть,
а для других запах живительный на жизнь" (2Кор 2:16).
V. Подобно тому как обычно мертвым называют все то, что уже не способно отвечать,
реагировать и действовать (ср. Мф 28:4),
Библия применяет это определение
ко всему, что не имеет силы и значения пред Богом,
в первую очередь к идолам (Пс 105:28 - в Синод. пер. - "бездушные"), а также к тщетной попытке человека
оправдаться делами(Евр 6:1) и даже к вере, если она не проявляется в делах христианской любви (Иак 2:17).