Церковь (εκκλησιαν)



Греческое слово "экклесиа" - означает собрание членов общины, обладающих правом голоса.
В Септуагинте этим словом часто обозначается ветхозаветная община в значении "народ Божий" (кахал).

По определению, церковь это Тело Христово, это община спасенных, глава которой Христос.
И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол. 1:18).

Жизненную силу Церкви дает Сам Христос:

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова (Еф. 5:25-26).

И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста,
украшенная для мужа своего (Откр. 21:2).
Христос хочет представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока,
или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5:27).

Рождение церкви ознаменовалось сошествием Святого Духа (Деян. 2:1-1),
Который дает ей силу свидетельствовать миру (Деян. 1:8).

Церковь видимая и невидимая:

Невидимая церковь это собрание всех христиан,
которые на протяжении многих веков искренне верили в Иисуса Христа, Господа и Спасителя:
познал Господь Своих (2 Тим . 2:19).
Обратившись к Иисусу Христу, люди становятся членами невидимой церкви (Ин. 1:12).

Видимая церковь это вселенская церковь наших дней, состоящая из отдельных общин.
В ней и добрые семена, и плевелы(Мф. 13:25-30), т .е. искупленные и неискупленные.

Когда человек рождается свыше, он становится членом невидимой церкви.
Но незамедлительно нужно сделаться и прихожанином поместной церкви, в которой чтят имя Господа и Слово Его.
Там он сможет участвовать в богослужении, благовестии, общаться с верующими, изучать Библию и молиться.
Именно об этом сказано в Писании: Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай;
но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Евр. 10:25).

К сожалению, во все века существовали церкви, которые отрицали веру однажды преданную святым (Иуд. 3)
и не проявляли особой заботы о верующих.

Билли Грэм


ЦЕРКОВЬ есть установленное от Бога общество людей, соединенных Христианской верою.
Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие Христиане,
но и все скончавшиеся в истинной вере и святости.

О таком соединении Церкви небесной с земною ап. Павел говорит:
"вы (Христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу,
и к духам праведников, достигших совершенства и к ходатаю нового завета Иисусу" (Евр 12:22-24).

Сие соединение Церкви небесной с земною указывает на нее, как на предмет веры.
Веровать в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям,
по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать,
изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа.

В благодати Божьей, всегда пребывающей в истинной Церкви Христовой, мы убеждаемся, во первых, тем,
что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины (Ин 1:14)
и исполняющий благодати и истины тело Свое, т. е. Церковь (Ин 1:17).

Имея главою и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божьей всегда пребывала и будет пребывать
до скончания века: "созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее" (Мф 16:18);
или - "Я с вами во все дни до скончания века," говорит Иисус Христос (Мф 28:20).

В исповедании веры мы признаем Церковь "единою."
Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело,
имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим.
"Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежды нашего звания;
один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех" (Ефес. 4:4-6).

Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа (1Кор 3:10-11).
Хотя и существуют в Церкви Православной как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например:
Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская,
но все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви.

Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть членами единого тела Церкви Вселенской,
иметь единую главу - Христа и единый дух веры и благодати.

Видимо сие единство выражается одинаковым исповедованием веры, общением в молитвах и таинствах.
Такое же духовное общение существует и между Церковью земною, воинствующею на земле,
и Церковью небесной, торжествующей на небесах.
Общение это выражается в молитвах.

В молитве к Богу Отцу о верующих, Иисус Христос сказал: "освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
За них я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною" (Ин 17:17-19).

И действительно, "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною,
посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока,
или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Ефес. 5:25-27).

В Церкви Христовой могут быть и есть согрешающие.
Но сии, если очищают себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою,
а грешники нераскаянные, или видимым действием Церковной власти, или невидимым действием суда Божия,
как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и с сей стороны сохраняется святою
.
Ап. Павел дает наставление Коринфянам, чтобы они сами "извергли развращенного из своей среды" (1Кор 5:13).
В послании к Тимофею Апостол говорит:
"твердое основание Божие стоит, имея печать сию:
познал Господь своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" (2Тим 2:19).

Когда мы называем Церковь Соборною, или, что то же Кафолическою, или Вселенскою,
то это значит, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом,
но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов.
Ап. Павел говорит, что в Церкви Христовой "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания,
варвара, Скифа, раба, свободного: но все и во всем Христос" (Кол 3:15).

Церкви Вселенской принадлежат собственно высокие обетования, что "врата ада не одолеют ее,"
что Господь "пребудет с нею до скончания века";
что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение.

В послании Восточных патриархов о Православной вере сказано: "несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины;
ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви,
предохраняет ее от всякого заблуждения".

Если Кафолическая Церковь, долженствующая обнять собою все народы во все времена, непогрешима,
и ей собственно принадлежат высокие обетования главы Церкви, который есть и Спаситель тела (Ефес. 5:23),
то для участия в Его спасении необходимо быть членом Его тела, необходимо принадлежать к Кафолической Церкви.

Апостол Петр говорит, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега (2Пет 2:5).
Как все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом,
так и все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической Церкви.

Церковь Христова называется также Апостольскою.
Сие наименование показывает, что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение,
и преемство даров Св. Духа, чрез священное рукоположение.

"Вы (Христиане) не чужие, не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
быв утверждены на основании апостолов и пророков,
имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Ефес. 2:19-20).

Принадлежность к Церкви Апостольской налагает на нас обязанность твердо держаться учения и предания апостолов,
и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении апостолов.
Ап. Павел убеждает Солунян твердо стоять и держать предания, которым они научены словом,
или посланием его (2Фес. 2:15).

"Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" (Тит 3:10), заповедует тот же апостол своему ученику.
Ибо "есть много непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста:
они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти" (Тит 1:10,11).

"Он (Иисус Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами,
иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения для созидания тела Христова" (Ефес. 4:11,12).
Высшие иерархические лица, которым подчинены отдельные части единой Вселенской Церкви,
суть православные патриархи. Святейший Синод, митрополиты, архиепископы, епископы.

Выше этой власти стоит Вселенский Собор, который простирает свои действия не на отдельные только части,
но на всю Вселенскую Церковь.

Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов, на которых раскрыто и утверждено как учение веры,
так и правила, касающиеся порядка и управления Церковью.
Глава Церкви есть един Господь наш Иисус Христос, учение ее есть учение апостолов,
дух ее есть дух Церкви первенствующей.

Только в ней неуклонно и без малейшего изменения соблюдаются те уставы и узаконения,
которые утверждены семью Вселенскими Соборами.

Другие Христианские церкви:

а) Римская или Западная Церковь, отделившаяся окончательно от истинной Православной Церкви в девятом столетии.

б) Лютеранская или протестантская Церковь, отделившаяся от Западной в шестнадцатом столетии.

В одно время с Церковью Лютеранскою возникла Реформатская Церковь, основанная в Швейцарии Цвинглием и преобразованная Кальвином.

Библейская Энциклопедия архимандрита Никифора.

Церковь "Экклесиа (ζκκλησιαν)"Христова - это НЕ храм,
и НЕ Православное, католическое, протестанское, или ещё какое учение,
Церковь - это невидимым образом собрание всех истинно верующих людей,
(Умерших во Христе в том числе.),
и Спасение не в Церкви.
Спасение — в ВЕРЕ В ИСКУПИТЕЛЬНУЮ ЖЕРТВУ ИИСУСА ХРИСТА.(Еф.2.8,9.)
          А в Церкви дальнейший труд и совершенствование верующего
по образу и подобию Иисуса Христа - Кол.3.5-12.

Прим.Автора