Прощение.



Прощение чудесное слово.
Скольких неприятностей удалось бы избежать, если бы все поняли смысл этого слова!

Царь Давид так молил Бога о прощении:
Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня (Пс. 50:4.).
И еще:
Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! (Пс. 31:1-2.).

Одним махом прощение ставит крест на прошлом и позволяет начать все с начала.

Билли Грэм говорит:
Божье прощение не формальность.
Прощая, Он начисто стирает все наши ошибки и провинности прошлого, настоящего и будущего.
Но делает Он это лишь потому, что на кресте Иисус Христос уже расплатился за наши грехи.
И только когда мы в покаянии склоняемся к подножью креста, только тогда мы можем получить Божье прощение.

Как получить прощение:

1. Необходимо осознать содеянное (покаяться):
...ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем
и чист в суде Твоем (Пс. 50:5.).

2. Нужно попросить у Бога прощения:
Окропи меня иссопом, и буду чист;
омой меня, и буду белее снега...
Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои (Пс. 50:9,11.).

Последствия прощения:

1. Примирение.
Когда Бог прощает, происходит немедленное и полное восстановление отношений с Ним,
на смену ненависти приходят любовь и симпатия, на смену вражде дружба.
Бог непрестанно примиряет с Собою мир, не вменяя людям преступлений их (2 Кор. 5:19.).

2. Очищение.
Суть прощения восстановление первозданных отношений с Богом:
Окропи меня иссопом, и буду чист;
омой меня, и буду белее снега... (Пс. 50:9; Рим. 4:7; 1-Ин. 1:9.).

Когда Бог прощает нас и очищает от греха, Он забывает наши провинности:
...и грехов их и беззаконий их не вспомяну более (Евр. 8:12; Пс. 102:12; Ис. 38:17.).

3. Оправдание.
Результатом прощения является то, что Бог снимает с нас обвинение.
Он не будет судить нас за грехи.
Взятой в прелюбодеянии женщине Он сказал:
...и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин. 8:11; Рим. 8:1.).

Написано...

...Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну... (Ис. 43:25.).
Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный;
а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15.).

Иисус же говорил:
Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34.).
Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36.).

Г.Геллей.


В Библии грешник представляется как должник,
которому Бог Своим Прощением отпускает долг (евр салах: Числ. 14.19.);
это отпущение настолько действенно,
что Бог больше не видит греха, который как бы брошен за хребет Его (Ис. 38.17.),
снят (евр носа; Исх. 32.32.),
уничтожен (евр киллер: Ис. 6.7.).

Христос, пользуясь этими выражениями, подчеркивает, что должник несостоятелен
и отпущение долгов ему дается даром (Лк. 7.42; Мф. 18.25.).

Предметом первохристианской проповеди является, наряду с даром Духа, отпущение грехов,
которое и есть ее первый результат и именуется "окрести; " (Лк. 24.47; Деян. 2.38.).
В апостольских посланиях, настаивающих на положительной стороне Прощения, как примирения и воссоединения,
появляются и другие слова:
очищать,
омывать,
оправдывать.

I. БОГ ПРОЩАЮЩИЙ:

Именно пред лицом греха Бог-ревнитель (Исх. 20.5.) открывает Себя как Бог прощающий.
Отступничество, которое последовало за установлением Союза-Завета и заслуживало такого наказания,
как уничтожение народа (Исх. 32.30.), служит Богу поводом объявить Себя "Богом человеколюбивым и милосердым,
долготерпеливым и многомилостивым и истинным... ";
оттого Моисей и может молиться с уверенностью: "Народ сей жестоковыен;
прости беззакония наши и грехи наши, и сделай нас наследием Твоим (Исх. 34.6-9.).

С точки зрения человеческой и юридической, Прощение не может быть обосновано.
Не должен ли Бог святый проявлять Свою святость и справедливость (Ис. 5.16.) и поражать тех,
кто презирает Его слово (5.24.)?

Как могла бы рассчитывать на Прощения неверная жена Союза-Завета,
даже не краснеющая от своего блуда (Иер. 3.1-5.)?
Но сердце Божие - не сердце человеческое, и Святый не хочет уничтожать (Ос. 11.8.);

Он хочет не смерти грешника, а его обращения (Иез 18. 23), чтобы даровать ему Свое Прощение ;
ибо "Его пути - не наши пути" и "Его мысли - не наши мысли", они выше их, как небо выше земли (Ис. 55.7.).

Это и вносит столько упования в молитву псалмопевцев:
Бог прощает обличающего себя грешника (Пс. 31.5; 2Цар 12.13.), отнюдь не желая его гибели (Пс. 77.38.),
отнюдь не презирая его.
Он творит его заново, очищая и исполняя радостью его сокрушенное
и уничиженное сердце (Пс. 50.10-14, 19; 31.1-11.);

Он - неистощимый источник милости и Отец, прощающий все Своим детям (Пс. 102.3,8-14.).
После плена Его непрестанно призывают как "Бога любящего прощать" (Неем. 9.17.):
"у Него милосердие" (Дан. 9. 9), Он всегда готов "сожалеть о бедствии", которым раньше грозил грешнику,
если тот обращается (Иоил. 2.13.).

Иона - типичный представитель узкой обособленности Израиля - смущается при виде того,
что Прощение предлагается всем людям (Ион. 3.10; 4.2.);

кн. Премудрости, напротив, воспевает Бога, любящего все Им сотворенное и жалеющего всех,
покрывающего грехи людей для того, чтобы они раскаялись, наказывающего их постепенно и напоминающего им,
в чем они согрешили, чтобы они, отступившись от зла, уверовали в Него (Прем. 11.23-12.);
всем этим Он проявляет Себя как Всемогущий, Которому свойственно прощать (Прем. 11.23, 26.).

II. ПРОЩЕНИЕ БОЖИЕ ЧЕРЕЗ ХРИСТА:

Как весь Израиль (Лк. 1.77.),
Иоанн Креститель ожидает отпущения грехов и проповедует крещение как условие для этого:
"Покайтесь, иначе Грядущий будет крестить вас огнем"; в его представлении, огонь этот - огонь Гнева и Суда,
в котором сгорает мякина после отсева доброго зерна (Мф. 3.1-12.).

Этот взгляд на будущее остается и у учеников Иоанновых, последовавших за Иисусом:
они хотят низвести огонь с неба на тех, кто не принимает Учителя (Лк. 9.54.).
И сам Иоанн Креститель недоумевает (Лк. 7. 19-23), когда слышит о том,
что Иисус не только призывает грешников обратиться и веровать (Мк. 1.15.), но и утверждает,
что пришел лишь исцелять и прощать.

1. Возвещение прощения.
- Если Иисус и в самом деле пришел низвести огонь на землю (Лк. 12.49.), Он послан Отцом не судить,
а спасать (Ин. 3. 17 сл; 12. 47).
Он призывает к обращению всех, кто в этом нуждается (Лк. 5. 32.), и вызывает это обращение (Лк. 19. 1-10.) тем,
что открывает Бога как Отца, радость Которого - прощать (Лк. 15) и воля Которого в том,
чтобы никто не погиб (Мф. 18. 12.).

Иисус не только возвещает это Прощение, которое принимается смиренной верой,
тогда как гордыня замыкается от него (Лк. 7. 47-50; 18. 9-14.);
Он дарует Прощение и удостоверяет Своими делами, что имеет эту власть,
принадлежащую Одному Богу (Мк. 2. 5-11; Ин. 5. 21.).

2. Жертва для отпущения грехов.
- Христос увенчивает Свое дело тем, что приобретает грешникам Прощение от Отца Своего.
Он молится (Лк. 23. 34) и изливает Свою кровь (Мк. 14. 24) для отпущения грехов (Мф. 26. 28.).
Истинный Отрок Божий, Он оправдывает многих, грехи которых Он берет на Себя (1Петр 2.24; Мк.10.45; Ис. 53.11.),
ибо Он есть Агнец, Который, спасая мир, снимает грех мира (Ин. 1. 29).

Его кровью мы очищены, омыты от грехов наших (1Ин. 1.7; Откр 1.5).

3. Сообщение власти прощать.
- Обладая всякой властью на небе и на земле,
Христос воскресший сообщает Апостолам власть отпускать грехи (Ин. 20.22; Мф. 16.19; 18.18.).

Первое отпущение грехов дается при крещении всем тем,
кто обращается и верует во имя Иисуса (Мф. 28.19; Мк. 16.16; Деян. 2.38; 3.19.).
Итак, Апостолы проповедуют отпущение грехов (Деян. 2.38; 5.31; 10.43; 13.38; 26.18.),
но в своих посланиях подчеркивают не столько юридическую сторону Прощения, сколько роль Божьей любви,
которая спасает нас через Иисуса (Рим. 5.1-11.).

Следует отметить значение церковной молитвы и исповедания грехов друг другу как средства получить исцеление
и прощение своих грехов (Иак. 5.15.).

III. ПРОЩЕНИЕ ОБИД:

Уже в Ветхом Завете Закон не только ставит пределы мести по правилу "око за око" (Исх. 21.25.),
но и запрещает ненависть к своему брату, месть и злопамятство по отношению к ближнему (Исх. 19.17.).

Мудрый Сын Сирахов продумал эти предписания;
он открыл связь, существующую между Прощением, которое человек дарует ближнему своему,
и Прощение, которого он просит у Бога:
"Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои.

Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения.
К подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих" (Сир. 28.2-5.).

Кн. Премудрости дополняет это поучение, напоминая праведному о том,
что в своих суждениях он должен брать пример с милосердия Божия (Прем. 12.19-22.).

Иисус возвращается к этому двойному поучению и преобразует его.
Как и Сын Сирахов, Он учит, что Прощения Божие не может быть дано тому, кто сам не прощает,
и что нужно простить брата своего, чтобы просить Прощения у Бога.

Притча о немилосердном должнике уясняет эту истину (Мф. 18.23-35.), на которой Христос так настаивает,
и заповедует нам повторять ее каждый день, чтобы мы ее не забыли:
в "Отче наш" мы должны искренно сказать, что прощаем;
это утверждение связано с нашим прощением, то через ибо (греч gar),
так что это становится условием Божьего Прощения (Лк. 11.4.),
то через как (греч wV), чем определяется мера этого прощения (Мф. 6.12.).

Иисус идет дальше: как и кн. Премудрости, Он указывает на Бога как на пример милосердия (Лк. 6.35.);
те, кому Бог - Отец, должны Ему подражать, чтобы быть истинными Его детьми (Мф. 5.43, 48.).

Прощение не только предварительное условие новой жизни;
оно - один из ее основных элементов: поэтому Иисус и повелевает Петру прощать неустанно,
в противоположность грешнику, стремящемуся мстить без меры (Мф. 18.21; Быт. 4.24.).

Следуя примеру Господа (Лк. 23. 34), Стефан умирает прощая (Деян. 7.60.).
Чтобы подобно им побеждать зло добром (Рим. 12. 21; 1Петр. 3. 9.), христианин должен прощать всегда,
и прощать из любви, как Христос (Кол. 3.13.), как Его Отец (Еф. 4.32.).

Словарь Библейского богословия (Брюссель).