Cлово "Логос"(λογοσ).


Слово греческого происхождения, переводится как "Слово"


В христианстве понимание "Логоса"(Слова) задается словами:
...В начале было (Слово - "Логос"), и (Слово - "Логос") было с Богом, и (Слово - "Логос") был Бог. (Ин. 1.1).

"Логос" воплотился и пришел к людям в лице Иисуса Христа, пребывал в вечности до воплощения на земле, через Него было сотворено все сущее и Он возглавил всю тварь, совершив на земле победу над грехом и смертью.

Св. Юстин Философ и Климент Александрийский писали о "Логосе" как об учителе человечества, источнике истины в дохристианской мудрости и христианской философии:
до явления Христа семена "Логоса" рассеивались всюду, по всем культурам разных народов, и принесли плоды в разных учениях, каждое из которых содержит ту или иную крупицу истины.

Задача христианского философа, опираясь на полноту откровения Логоса, собрать фрагменты истины и построить здание христианской мудрости.

Л.И.Василенко




1. В Евангелиях выражение "слово Божие" может употребляться в его в ветхозаветном значении, подразумевая откровение Бога отдельному человеку (Лк 3:2) и являясь обозначением Божьей воли, зафиксированной в Законе (Мк 7:13).

2) В остальных же случаях словосочетание "слово Божие" в Новом Завете получает совершенно новое, исключительное значение:
оно стало означать то единственное Слово Божие, Которое есть Христос (Ин 1:14; Откр 19:13),
или то, которое Бог сказал во Христе.
Ключом к пониманию выражения "слово Божие" здесь является не "слово", а личность Иисуса и Его дело.
В конечном итоге этим "словом Божиим" являются все события, связанные со смертью Иисуса и Его воскресением.
Это не означает, что сказанное ранее слово Божье отменяется, речь не идет о "старом" и "новом" слове, как, например, в случае с заветом и сотворением мира.
Это, скорее, слово Бога, исполненное в Иисусе Христе (Кол 1:25-27), Который Своими страданиями и смертью сказал последнее слово против греха, смерти и дьявола (Евр 1:1-4; 2:14 и след.).

Поэтому если Церковь говорит о "слове Божием", то подразумевает Иисуса Христа и Его совершенный ради нас подвиг спасения, который должен быть проповедан и постигнут в вере.
Это новозаветное слово Божье может называться и "словом о кресте" (1Кор 1:18),
"словом истины" (2Кор 6:7),
"словом жизни" (Флп 2:16),
"словом примирения" (2Кор 5:9),
"словом спасения" (Деян 13:26),
"словом благодати" (Деян 14:3);
или просто "словом" (2Тим 4:2), причем всегда подразумевается только одно "Слово Божие" - Христос, Его дело и Его жизнь.

Евангелие потому является "словом Божьим", что сказавший это слово во Христе, есть Бог.
На этом основана и его действенность.
Оно возрастает Божьей силой (Деян 19:20), только через Бога оно достигает сердец слушателей (Кол 4:3), воздействует как благодать и жизнь (Деян 20:32; 1Пет 1:23) и, наконец, оно и есть сама сила Божья (1Кор 1:18), которая "острее всякого меча" (Еф 6:17; Евр 4:12).
Если человек позволяет слову Божьему вселиться в себя (Кол 3:16), он встает на путь спасения, и Божье откровение в полной мере проникает в его жизнь.

Библейский словарь Брокгауза.


Слово - одно из имен, которым Иоанн называет Иисуса Христа.
"В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог... и Слово стало плотью" (Иоан. 1:1,14).

В 1 Иоан. он называет Его "Словом жизни" и в Отк. 19:13 "Словом Божиим".
В 1. главе книги Бытия повторяется более 10 раз "Бог сказал".
Все эти слова Божий Иоанн заключает в единственном, великом, живом и личном "Слове".

Во всех сказанных словах апостол Иоанн находит говорящее "Слово".
Мессия есть Слово, в Котором живет слово Божие и из Которого исходит Слово Божие, подобно тому, как Он есть Премудрость, ибо в Нем обитает и через Него говорит премудрость Божия (Лук. 11:49; 1 Кор. 1:24,30; Еф. 3:10).

Слово Божие и премудрость Божию уже в Ветхом Завете начинали понимать, как личность, что видно из следующих мест:
о Слове - Пс. 32:4,6; 106:16-20; 118:89-105; 147:4, 7;
и о премудрости - Иов. 28:12 и дал.; Прит. гл. 8 и 9,
а также и в апокрифических книгах: книга Сираха и Премудрости Соломона. См. Прит. 8: 22 и дал.

Премудрость была создана прежде всего, от вечности; она присутствовала, когда Бог водрузил горы и уготовил небо и т.д.
В халдейских переводах Ветхого Завета, т.н. Таргумах, часто встречается выражение "Мемра", т.е. Слово Божие, в тех местах, где в еврейском тексте написано Иегова, особенно в тех случаях, где Иегова открывается Своему народу или говорит с ним.

Так, например, по халдейскому переводу, "Слово Божие" говорит Адаму в раю;
"Слово Господне" говорило Аврааму, дало закон на Синае и т.д.;
в Быт. 19:24 сказано, что "Слово Иеговы низвело на Содом огонь и серу от Иеговы".

В одном из этих халдейских переводов (Таргум Ионафана) сказано в Ис. 45: 18,22,25:
"Так говорит Иегова... если обратитесь к Слову Моему, то вы спасетесь".
В Слове Иеговы все семя Израилево будет оправдано и прославлено.
Когда в Быт. 31:13 ангел Иеговы говорит Иакову, что Он тот Бог, Которому Иаков дал обет в Вефиле, то в "Онкелос Таргум", другом халдейском переводе, говорится, что Иаков дал свой обет Слову Иеговы: "если Слово Иеговы сделается моею помощью, то Слово Иеговы будет мне Богом" (Быт. 28:20 и дал.).

Эти места показывают, что определенное различие между Иеговою и Его Словом, которое рассматривается, как личность
- "Ангел Господень" или "Ангел Союза", все яснее и яснее выступало в сознании ветхозаветных людей, пока, наконец, Слово Само не воплотилось и не указало на Себя, как на Премудрость Божию (Лук. 11:49), говоря:
"Я есмь путь, истина и жизнь, ...кто видел Меня, видел Отца"(Иоан. 14:6,9).

Библейский словарь Нюстрема.