Поиск по странице


Введите слово или фразу для поиска.



Дела праведности или вера в Бога ?


... Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. (Иак.1.22.)


В ходе истории библейское учение об оправдании было серьезно искажено
в связи с неправильно понятым значением дел в жизни христианина.


Новый Завет ясно учит тому, что никто не оправдается перед Богом делами Закона, т.е. теми делами, которые совершаются с целью добиться оправдания пред Богом.
"Человек оправдывается верою" (Рим.3.20,28; 4.5; Гал.2.16; Еф.2.8; 2Тим.1.9.),
"действующей любовью" (Гал.5.6.), ибо в этом открывается та праведность, которая действительна перед Богом.

Плоть по сути своей не может исполнить требования Божьего Закона (Рим.7.22-25; 8.1-8.).
Поэтому все дела, даже при безукоризненном соблюдении закона, тщетны перед Богом (Флп.3.3-9.).

Это "мертвые дела" (Евр.6.1; 9.14.).
Но возрождённый уже не живет "по плоти", он служит Богу "по духу" (Рим.8.9; Флп.3.3.).
Поэтому апостолы требовали и ожидали от церквей и от отдельных верующих добрых Дел во Христе (Еф.2.10.).

Вера и Дела не только не противоречат друг другу,
но и по своей сути связаны в послушании вере
(Рим.1.5; 14.25.).
Иаков показывает, что живая вера подвигает на Дела и проявляется в Делах (Иак.2.14-26.).

Павел великолепно выразил эту же мысль в краткой формулировке, сказав о "деле веры" (1Фес.1.3.).
И в Послании к ефесянам он говорит: вы спасены "не от дел", но именно благодаря своему спасению мы есть "Его творение",
"созданное во Христе Иисусе на добрые дела".
Эти Дела "предназначены" нам и, следовательно, в них нет нашей заслуги, но мы должны жить в них,
как святые, вооруженные на Дела служения (Еф.2.8-10; 4.12.).

Поэтому во многих местах Библия требует от церквей и верующих добрых Дел и просит о них
(2Кор.9.8; Кол.1.10; 3.17; 1Тим.2.10; 6.18; Тит.2.14; 3.8; Евр.13.21; Откр.2.3.).

От христиан ожидается преуспевание в деле Господнем (1Кор.15.58.),
и проклятию подлежит тот, "кто дело Господне делает небрежно" (Иер.48.10.).
Ибо доброе Дело - это видимое свидетельство присутствия Царства Божьего в мире (Мф.5.16; 1Пет.2.12.);
не должно удивлять и то обстоятельство, что Новый Завет свидетельствует о суде "сообразно с делами",
который коснется не только неверующих (Рим.14.10; 1Кор.4.5; 2Кор.5.10; 1Пет.1.17.).

Дела, которые мы совершали как верующие, попадут в испытующий огонь дня Господня.
Они могут сгореть в этом огне; тогда мы потерпим поражение и будем посрамлены;
но если они уцелеют, то принесут нам награду (1Кор.3.11-15; 1Ин.2.28.).

1) богоугодные Дела народа Израиля, которому Бог возвестил Свою святую волю у горы Синай,
заключаются в соблюдении Его "заповедей и законов".
Послушно соблюдая их, человек получает обетование, что "будет жив" (Лев.18.5.).
Но никто из людей не может восславить Бога полным исполнением Его воли.

Суть новозаветной проповеди ап. Павла именно в том,
что на пути исполнения Закона никто не достигнет спасения,
а новое "деяние", делающее человека блаженным, - это вера в Христа;


2) праведное поведение не исчерпывается делами.
Господь спас нас "не по делам праведности, которые мы бы сотворили, а по Своей милости" (Тит.3.5.).

Праведный же образ действий служит свидетельством истинности веры (Гал.5.6; Иак.1.22; 2.17.),
при этом без постоянной внутренней связи со своим Господом ученик ничего не может сделать (Ин.15.5.).
Тайна следования за Христом заключается в том, чтобы все делать во славу Божью (1Кор.10.31.)
и во имя Иисуса Христа
(Кол.3:17.).

Само "Спасение" - это дар Бога людям (Еф.2.8.),
это подарок,
который заработал для нас Иисус Христос - 2000-лет назад Своей Собственной кровью (Фил.2.6-9.).

Мы верим в это всем сердцем, и за это получаем дар Божий - Вечную Жизнь (Ин.3.16.).
Это не наша заслуга - это дар каждому, кто только этого захочет,
и заработать это делами праведности невозможно.

Этот дар дается один раз, и кто не успеет его получить, после смерти прощения не будет (Евр.9.27.).
Человек не живет сам по себе, хочет он этого или не хочет, он или с Богом, или с диаволом, середины нет.
Если человек при своей жизни не успел принять дар Спасения, то после смерти это сделать невозможно,
и все молитвы за умерших бесполезны (Пс.48.8,9.).
Надо молиться за живых пока есть время.

Умрут все, и если кто-то думает что он контролирует свою жизнь (Иак.4.13-17.),
то он обольщает себя, потому что узнать когда это произойдет нельзя, и избежать этого невозможно.

Когда человек искренне кается пред Богом и получает "ДАР СПАСЕНИЯ" (рождение свыше),
для него открывается путь в вечную жизнь, и он уже не во власти сил мира сего, но под "Благодатью",

Иногда "ДАР СПАСЕНИЯ" человек получает и во время водного крещения.
У каждого свой путь, стандартов нет.

После Крещения для христиан начинается самый трудный путь,
нужно подкрепить свою веру делами и не "сломаться",
потому-что вы теперь переходите на сторону Бога,
и диавол начинает против вас войну (Еф.6.12.)

Эта война будет длиться всю вашу жизнь,
и вам надо помнить что жизнь коротка, и как ни крути все равно все умрут,
но у вас есть преимущество - это путь в вечную жизнь,
и с физической смертью вы не перестанете существовать.

... "Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу,
и убежит от вас." ... (Иак.4.7.)

Диавол сразу же подкинет вам кучу всевозможных искушений.
Он знает все ваши слабости, будьте готовы ко всему.
Никто не говорит что будет легко, но на этот раз у вас будет выбор.
Он не сможет вас заставить сделать необдуманный шаг,
потому что вы под Божьей защитой ( т.е. под Благодатью ), выбор за вами.
Кто выдержит испытание, тот получит награду,(1-Кор.2.9.)
а кто нет, тот потерпит урон.(1Кор.3.15.)


Дела и вера сопровождают человека на протяжении всей его жизни.
Самый первый шаг - это вера.
И впоследствии вера подкрепленная делами достигает своего совершенства (Иак.2.22.)
Этой теме Апостол Павел уделил особое внимание.
Послание Римлянам посвящено именно этому, очень важному вопросу христианства.

Дела и вера неразлучны.
Апостол Иаков в своем послании и Апостол Павел в послании к Римлянам обращают на это внимание. Если не через дела, то как еще окружающие могут увидеть твою веру ?, а для Бога это знак твоей веры и любви к Нему.
На самом деле Бог знает нас лучше чем мы сами знаем себя, но у человека есть духовная и материальная составляющие, и они в большинстве случаев противятся друг другу (Рим.7.14-25.), но бесспорно одно, что истинно верующие люди не могут умышленно грешить.(1Ин.3.9.)

Во время испытаний христиане могут поддаться искушению, "споткнуться", но этот "минус" был продиктован обстоятельствами перед которыми он (она) не устоял (а).

Даже если все плохо и человек начинает думать что после его действий ему только один путь - вниз и возврата назад нет, то он ошибается, потому что Бог простит его, если конечно его раскаяние будет искренним (1Ин.2.1.)

Диавол тоже не спит, (1Пет.5.8.)
и он придумал серьёзное испытание для истинно верующих людей
это - "РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА".

Религиозная система - это НЕ Церковь (Тело Христово),
и не храм куда вы ходите, Православный, Католический или ещё какой,
(Храм Бога Живого есть везде независимо от места где человек обращается к Богу).

- Я говорю здесь про копию Истинной Церкви — "Ложную лозу",
Церковь, которая на первый взгляд кажется истинной,
но на самом деле она увязла в "ритуалах, постановлениях, съездах, и.т.д., и.т.п."
и следует за делами праведности, а не за Словом Божиим
.(Ин.15.5.).


Есть "Истинная Церковь", и есть "ложная церковь",
и я не имею ввиду "свидетелей иегова", "мормонов" и подобные им секты, они явны , они с диаволом и там всё ясно.

Я говорю про "СИСТЕМУ" которую не видно и её не отличишь от Истинной.
Слово Божие там заменили обрядами и всевозможными постановлениями.
"Современные фарисеи" стали людям навязывать всевозможные догмы, правила, предания, обряды, которые должен выполнять каждый чтобы получить "Спасение", помимо того что сделал для нас на кресте Иисус Христос.

Их правила говорят - надо столько-то раз посещать Церковь (Храм),
столько-то раз молиться, жертвовать, соблюдать посты - иначе не Спастись.
ЭТО НЕПРАВДА, больше 2000-лет назад всё за нас сделал Иисус Христос раз и навсегда (2Кор.1.20.),
а все эти дела, верующие будут делать сами от чистого сердца и без принуждения.

Мы спасены Благодатью, не от дел,
ведь если верить современной "Церковной системе",
то получается что Иисус Христос 2000-лет назад план "Спасения" не довел до конца,
и только теперь благодаря всем этим "мудрым" правилам придуманными ими,
мы доделываем за Иисуса Христа акт "Спасения" .

Это не только неправда, даже думать так грех,
потому что все дела Божии совершенны ещё вначале (Евр.4.3.) и ничего доделывать не нужно.
Нужно только принять то что сделал для нас Иисус Христос и держаться этого всю жизнь.

Если какой-то священник говорит вам что Спасение нужно заслужить или заработать, знайте что этот священник согрешил против Крови Иисуса Христа
и против самого акта Спасения совершенного на Голгофе больше 2000-тысяч лет назад .




В Ев. от Иоанна в 15-й гл. Иисус сказал: "Я есть Виноградная Лоза, вы ветви Мои".

Он - главная Виноградная Лоза, которая выходит из оригинального корня,
из оригинального семени, которое имеет в себе жизнь.
Так вот, виноградная лоза не приносит плода; это делают ветви.

Теперь взгляните:
вы можете взять цитрусовое дерево, такое, как апельсин,
и привить к нему ветку грейпфрута, ветку лимона, ветку мандарина и другие ветки подобного рода, и все они будут расти.
Но эти привитые ветви не произрастят апельсинов.
Нет, друзья. Ветка лимона принесёт лимоны, ветка грейпфрута принесёт грейпфруты и так далее.
Однако эти ветви будут разрастаться от жизни, которая в этом дереве.

Но если когда-нибудь вырастет новая ветвь из самого этого дерева, то это будет апельсиновая ветвь, и она принесёт апельсины.
Почему?
Потому что жизнь в этой ветви и жизнь в этом стволе та же самая, тогда как с привитыми ветвями этого не было.
Истоки этих привитых ветвей в другого рода жизни, от других деревьев, от других корней, от других семян.
О, они принесут хорошие плоды, но они не принесут апельсины. Они не могут, потому что они не оригинал.

И таким образом с церковью.
Виноградная лоза была расщеплена, и в неё были привиты ветки.
Они привили баптистские ветки, методистские ветки, пресвитерианские ветки и пятидесятнические ветки.
И на этих ветках произрастают баптистские, методистские, пятидесятнические и пресвитерианские плоды.
(Семена деноминаций, от которых произрастают их плоды.)


Но если виноградная лоза когда-либо произрастит ветку из самой себя,
то эта ветка будет такой же, как сама виноградная лоза.
Это будет ветка того же рода, которая произросла в день Пятидесятницы.
Будет говорить на языках, пророчествовать, иметь в себе силу и знамения воскресшего Иисуса Христа.


Почему?
Потому что она процветает от натуральных источников самой виноградной лозы.
Понимаете, она не была привита к виноградной лозе:
она была РОЖДЕНА в виноградной лозе.

Когда были привиты те другие ветки, всё, что они могли делать, это приносить свой собственный плод,
ибо они не были рождены от этой виноградной лозы.
Они не знают об оригинальной жизни и оригинальном плоде.
Они не могут знать, ибо они не были рождены от неё.
Но если бы они были рождены от неё, тогда та же самая жизнь, что была в оригинальном стебле (в Иисусе),
прошла бы через них и проявилась через них.

Иоанна 14.12. : ... "Истинно, истинно, говорю вам: верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он совершит так же;
и большие дела он совершит; потому что Я иду к Отцу Моему" ... .

Деноминации, которые управляются человеком, не могут быть рождены от Бога;
ибо НЕ ЧЕЛОВЕК, но Дух даёт жизнь.



ВЕРА  СПАСЕНИЕ   ДЕЛА, но не наоборот.



В XV веке Россия освободилась сначала от господства греческой церкви, Византии,
а затем - от татарского ига.
В 1453 году Византия пала под ударами турок,
и с нею кончилось существование Восточной Римской империи.

Центром православия стала Москва.
В 1480 году произошло великое "стояние на Угре",
в результате которого армии Ивана III и татар разошлись в разные стороны,
и иго кончилось в известном смысле мистическим образом,
как впоследствии у нас неоднократно происходило и с другими формами "ига".

Общественное потрясение от этих событий,
вылилось в эсхатологическое ожидание "конца света",
и московско-новгородское реформационное движение,
которое было уничижительно прозвано ересью "жидовствующих".

Главой этого движения был дьяк Федор Курицын,
советник и друг Ивана III, имеющий большое влияние на царя,
и глубоко почитающий Священное Писание.

Федор Курицын проповедовал обращение от церковной традиции к первоначальному "пророчеству",
или "откровению" Писаний и признание именно его основным источником религии,
а также высоко поднял значение мудрости и образованности в духовной области.

Он осуждал самоправедность "внешнего жительства" как фарисейство,
утверждая наставление в вере через пророчество, т.е. Библию,
и отрицал необходимость посредников между Богом и человеком.


Федор Курицын был влиятельной фигурой при дворе Ивана III,
и с этим движением нельзя было справиться, не устранив образованного дипломата,
а тот твердо стоял за авторитет Библии,
в делах же практических выступал против церковной иерархии,
обрядовости и монашества как явлений не библейских.

Таким образом, центром борьбы между реформаторами и охранителями старины,
стал вопрос об авторитете:
что является авторитетом в вере?

Со стороны "охранителей" выступил Иосиф Волоцкий,
настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря.
Идеалом, к которому он стремился и преуспел в этом, был суровый,
хорошо организованный монастырь, с долгими службами и постами,
тяжелым трудом, центр религиозной культуры, и при этом - богатый землевладелец.

Иосиф Волоцкий уважал сотрудничество с государством,
очень помог Ивану III укрепить его власть, но противостал ему,
когда тот покусился на монастырскую собственность"

Иосиф Волоцкий начал идейную борьбу с реформаторами;
как упоминалось выше, написал против них свое знаменитое произведение "Просветитель",
где цитировал более сорока отцов церкви.

Он считал, что Библию нельзя читать "своим разумом",
но необходимо руководствоваться толкованиями святых отцов.
Он резко выступал против попыток знать Библию и размышлять над ней.

Иосиф Волоцкий был уверен, что "Библия плодит ереси", это его слова.


У реформаторов нашлись союзники.
Это были "нестяжатели",
монахи Кирилло-Белозерского монастыря,
во главе с наставником Нилом Сорским.

История нестяжательства - одна из светлых страниц в истории отечественного православия.
Несмотря на все старания иосифлян сделать свои монастырь центром религиозной жизни, духовности, светом для всей страны,
таковым центром на многие годы стал Кирилле-Белозерский монастырь Нила Сорского, молитвенника, духовно мыслящего, кроткого и совершенно не честолюбивого человека.

Иосиф Волоцкий слишком большое внимание уделял внешней стороне:
службы, посты, изысканное пение, соблюдение обрядов и церемоний,
а умственная молитва и духовное чтение оставались в пренебрежении.

Иосифляне читали много и без разбора,
считая Библию, творения отцов и канон одинаково святыми,
препятствуя стремлению их различать,
а также противясь попыткам простых людей читать Писания и размышлять над ними.

Старец Артемий, из нестяжателей, иронически писал о православных епископах,
"мнящих быти учителями" и учивших, что "грех простым людям чести Апостол и Евангелие".

Само название "нестяжатели" раскрывает природу этого движения,
идеалом которого является бедный монастырь, монахи,
работающие своими руками и любящие глубокую, сосредоточенную молитву,
почитающие изо всех книг Библию как единственный авторитет в делах веры.


Именно этот последний факт привел их к убеждению,
что "еретика" и вообще любого инакомыслящего нужно наставлять словом,
нужно молиться за него.

Иосиф Волоцкий требовал, чтобы инакомыслящих сжигали заживо как врагов христианства.
А Нил Сорский мечтал и верил, что сила молитвы,
любви и наставления может преобразовать всю русскую жизнь.
Он отказывался от всех высоких постов, которые предлагал ему Иван III,
веря, что жизнь преобразуется изнутри, а не извне.

Все эти споры привели к формированию двух основных проблем,
которые должен был разрешить собор 1504 года: это был вопрос об авторитете,
т.е. одна Библия или все священные книги в совокупности,
и вопрос о том, как поступать с инакомыслящими, т.е. "еретиками".

Этим собором заканчивались все религиозные, идейные движения XV века и открывался новый, XVI век.
Он ознаменовался и еще одним важным событием:
в борьбе с реформаторами была собрана первая полная Библия на славянском языке,
до тех пор существовавшая в разрозненных книгах.

Некоторые из них были известны только образованным реформаторам.
Реформаторы их заново переводили и пристально разбирали,
а затем на диспутах побивали "охранителей", которым эти книги были неизвестны.
Инициатива библейского изучения, таким образом, принадлежала реформаторам,
и их в этом активно поддерживали, "нестяжатели".


Заслуга собирания Библии принадлежала новгородскому архиепископу Геннадию,
но он сделал это не из любви к Божиему слову, а из ненависти к реформаторам.

Он специально ездил в Рим...
Остановимся и оценим этот факт!
Отношение православия к католичеству было однозначное: "погана латинска вера".
Архиепископа Геннадия по праву можно считать одним из первых "западников",
он хотел перенять от Запада то, что было ему полезно.

Что же именно?
На Западе имелся опыт борьбы с "еретиками", там действовала инквизиция,
и это очень заинтересовало русского религиозного лидера.

"Геннадиевская Библия", как она будет называться в истории,
"включала в себя ряд неканонических книг,
это он тоже перенял у католиков.

На соборе 1504 года встретились "нестяжатели" с иосифлянами, и победили последние.
Чтобы казнить Федора Курицына, нужно было лишить его защиты царя.
На Ивана III было оказано сильное религиозное давление,
ему угрожали адом, и больной царь сдался, а вскоре и умер.
Федор Курицын был сожжен, его единомышленников казнили,
и с реформаторами, как казалось, было навсегда покончено.

Собор 1504 года оказался судьбоносным в истории России.
На нем открыто торжествовало обрядовое христианство и были сформулированы его основные принципы,
а именно: неприятие Библии, как Слова Божьего,
права на ее исследование и обсуждение, людей, которые желали жить по Писанию.

Этот собор сделал Реформацию в России невозможной.
Он на несколько веков утвердил жесткую политику господствующей церкви
по отношению к самостоятельному продумыванию и обдумыванию Писаний,
к дискуссиям на религиозные темы и к свободомыслию.

Спустя три века митрополит Амвросий подтвердит это же отношение к Библии:
"Мистическое состояние Библии, т.е. непонятность языка ее есть необходимейшее для народа...
которого под видом откровения нужно держать в ослеплении"
(из его беседы с обер-прокурором Синода Яковлевым).

Обрядовость, мистицизм и вера в магическое действие таинств на человека,
а также почитание Божьей Матери,
вытеснившее почитание Иисуса как единственного Искупителя от греха, и смерти,
привело к инфантилизму народа в духовных вопросах и,
как следствие, к его глухой ненависти к тем,
кто хочет читать Писание, понимать его, объяснять его, рассуждать и обсуждать,
т.е. ко всякой духовной мыслительной деятельности.


Итак, споры о Библии и "еретиках" прекратились,
но споры между двумя монастырями о природе монашества продолжались.
Иосиф Волоцкий обратился к преемнику Ивана III - Василию III
с челобитной против еретических взглядов "белозерцев", учеников Нила Сорского.

Ревностным почитателем последнего был Вассиан Патрикеев,
который стал идеологом евангельского направления - нестяжательства.

Это был знатный боярин, сосланный во время борьбы с реформаторами в монастырь.
Он стал выдающимся публицистом XVI века,
и острие его публицистики было направлено против монастырского землевладения,
уводившего от основной духовной цели.

Он спрашивал: "Как избавиться от суетных помыслов этого мира?"
И отвечал: "Взиранием на ничтожность и тленность мирской жизни".
Он спорил с иосифлянами: "святые сел не держали; монастыри были исконно нестяжательны,
имели нравственный авторитет, а не авторитет богатства, не порабощали своих братьев-христиан".
Церковь, считал он, должна вернуться к первоначальной духовной красоте.

Вассиан Патрикеев взялся за основной труд своей жизни:
создал новую "Кормчую" - книгу правил по церковно-монастырскому руководству в русле идей нестяжательства.
Споры иосифлян и нестяжателей о природе монашества длились несколько лет, не прекращаясь,
и в 1512 году московские власти решили обратиться в Афонский монастырь,
греческий центр православной духовности, чтобы прислали им старца Савву для разрешения споров.
Старец был болен, и лишь в 1518 году вместо него в Москву поехал Максим Грек как гость великого князя.

Максим Грек известен как переводчик, публицист, ученый-энциклопедист и гуманист.
Он был учеником и последователем великого итальянского предшественника Реформации Савонаролы.
Отведенная Максиму Греку келья в Чудовом монастыре стала своего рода просветительским центром,
где собирались самые образованные люди, единомышленники-"нестяжатели",
в том числе, конечно, и Вассиан Патрикеев, и вели вольные беседы.

Первое сочинение Максима Грека было об Афоне, об устройстве монастырской жизни,
где каждый должен работать своими руками.
Его перу принадлежат переводы трудов отцов церкви весьма специфического содержания:
из Василия Великого - "Беседа на лихоимцев" ;
из Григория Богослова - "О нищелюбии" ;
из Иоанна Златоуста - "О епископах нерадивых" .

Кроме того, Максим Грек был блестящим публицистом,
его произведениям морально-обличительного и социального характера суждена была долгая жизнь.
Благодаря своим энциклопедическим знаниям он познакомил русских людей с итальянским Возрождением,
открытием Америки, личностью и учением Савонаролы.

Но главное, для чего его пригласил великий князь, - это перевести Толковую Псалтирь,
чтобы иметь такой перевод, на который можно было бы опираться и не бояться ошибок.

Князь в отличие от духовенства, хотел иметь авторитетный базис для борьбы с "еретиками".
Максим перевел Псалтирь, и, по отзывам современников,
"все восхвалили ее как источник истинного благочестия".
А о князе сказано было, что он "почтил трудившегося не только похвалами, но и большою наградою".

Максим собирался вернуться на Афон, но получил новые задания от князя;
и тут над его головой стали собираться тучи: он потерял защиту князя,
когда осудил его за развод с первой женой - Соломонией Сабуровой
и второй брак с молоденькой Еленой Глинской.

"Охранители старины" только того и ждали,
они с великим подозрением относились ко всей деятельности Максима Грека,
и к внесению любых изменении в священные книги, которые тем и были для них священны,
что не подлежали ни изучению, ни осмыслению, ни вообще пониманию.

Они обвинили Максима Грека в том,
что тот "огласил в народе словено-русские книги неисправными... и опорочивал оные".
К тому же он вмешался в спор нестяжателей с иосифлянами,
а затем, в 1523 году, - в спор между ревнителями старины и сторонниками новшеств.

В 1525 году состоялся суд над Максимом Греком.
Его так желали "засудить", что обвиняли заодно и в "волхвовании" над великим князем,
и в шпионаже в пользу турецкого султана.

Его в оковах отправили именно в Волоколамский монастырь - оплот его противников,
с запрещением не только писать или с кем-либо общаться, но и "мудрствовать", т.е. думать!
Не удовлетворившись одним судом, в 1531 году над Максимом Греком устроили второй,
чтобы укрепить незыблемость обрядовой старины против "греческой прелести".

Опасность обрядовости и магического понимания таинств состоит в том,
что человек лишается способности думать о духовной жизни или искать Спасения.

В лице Максима Грека Россия впервые получила человека глубоких знаний в области и богословия,
и светских наук, который пытался обратить на пользу христианства в России всю свою эрудицию;
однако ревнители старины поняли только одно - что он "портит богослужебные книги".

Вместе с Максимом Греком на этот раз был осужден и Вассиан Патрикеев,
который "был уморен презлыми осифлянами" в 1532 году в том же Иосифо-Волоколамском монастыре.

Максима Грека убить не решились, он пережил великого князя и в 1551 году,
т.е. через двадцать лет после второго суда, был отпущен на покой в Троицкую лавру,
где сделал новый перевод Псалтири с приближением языка к современному.

Это говорит о том,
что во все годы заточения Бог не оставлял Своего верного служителя,
сохранившего и веру, и разум, и желание потрудиться для страны,
которая отнеслась к нему с такой неблагодарностью.


А его гонители, рассчитывавшие укрепить свою власть над умами,
в действительности подрывали самые основы нравственного авторитета церкви.

Об этом свидетельствуют реформационные идеи XVI века,
а еще яснее это проявится в Великом расколе XVII века.


Исследования Библии.
Автор.